Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция
Современные коммерческие IT-технологии продолжают эволюционировать со стремительной скоростью, требуя специализированных и своевременных технических решений, мощных серверов и ёмких хранилищ данных. Разработка таких систем является трудоемкой, рискованной и дорогостоящей процедурой для компаний, которые занимаются этим самостоятельно. Именно поэтому услуги аренды дата-центра являются в настоящее время широко распространенными, поскольку провайдеры берут на себя ответственность за хранение информации (среди прочих обязательств), и арендаторы получают возможность круглосуточного доступа к собственной ячейке.
Конечно же, услуга аренды дата-центра представляется удобной и выгодной для всех заинтересованных сторон, однако она несет в себе скрытые риски, особенно связанные с недостаточной надежностью хранения информации. Поэтому в этой статье мы рассмотрим обязательные критерии, которые следует учитывать при выборе дата-центра, чтобы минимизировать возможные угрозы, а также изучим современные тренды рынка IT-аутсорсинга.
Выбирая подходящий дата-центр для своей компании, важно обратить внимание на ряд критериев, которые позволят обеспечить бесперебойную автоматизированную работу бизнес-процессов и надежную защиту данных арендатора или владельца от посторонних пользователей. Дата-центры представляют собой специализированные высокотехнологичные площадки для размещения серверного и сетевого оборудования, созданные для быстрой и эффективной обработки больших объемов информации.
Перед выбором дата-центра необходимо определиться с задачами, которые должен решать центр, его пропускной способностью и уровнем надежности, а также наличием виртуальных или физических серверов, комплексом оборудования для работы, суммой расходов на использование ЦОД и необходимостью либо создания собственного ЦОД, либо использования услуг коммерческого дата-центра.
При выборе дата-центра стоит обратить внимание на такие показатели, как пропускная способность и развитая телекоммуникационная сеть, бесперебойность работы и уровень надежности, расположение, размер, профессионализм и опыт технического персонала, а также опыт внедрения комплексных IT-решений.
Стоит отметить, что аренда виртуальных серверов, дискового пространства для резервного копирования и приложений, совместно с вычислительной мощностью, программами и объемами памяти, позволяют пользователям услуг ЦОД работать из любой точки мира. Однако, чтобы использование дата-центра было максимально эффективным, необходимо правильно выбрать подходящий центр, учитывая все указанные критерии.
Аналитики изучили международный рынок коммерческих дата-центров и определили существенные тенденции. Хотя точной информации о количестве действующих центров не существует, популярный онлайн-ресурс datacentermap.com показал, что наиболее популярные локации - это США, Германия, Великобритания, Франция и Нидерланды. Более 37% клиентов этих центров - компании из сферы информационных технологий.
Совокупная площадь всех дата-центров на планете в 2013 году превышала 150 миллионов квадратных километров и к 2018 году прогнозируется увеличение до 180 миллионов квадратных километров. Эксперты прогнозируют выход из употребления небольших частных площадок и переход к мегацентрам нейтральных сервис-провайдеров с десятками тысяч стоек.
В России рынок дата-центров продолжает развиваться, однако пока заметно уступает европейскому. Рынок дата-центров в России показывает заметный прогресс, невзирая на кризисы и экономические санкции. На отечественном рынке насчитываются до 180 крупных и средних центров и около 28 тысяч мелких. Из них крупнейшими являются DataLine, ММТС-9, Linxtelecom, SafeData, и «Селектел». Тем не менее, российским поставщикам услуг предстоит преодолеть ряд преград, чтобы отобрать лидерство у западных коллег на рынке услуг коммерческих дата-центров.
Для того чтобы выбрать подходящий дата-центр для размещения или аренды сервера, необходимо проанализировать рынок предложений и учесть ряд критериев. Рекомендуется выбрать 3-4 компании и произвести детальное сравнение по двум ключевым пунктам – техническим и сервисным возможностям, а также стоимости услуг.
Первоначально, для определения технической и сервисной пригодности ЦОД, можно использовать таблицу, содержащую следующие пункты:
- Категория надежности TIER и uptime. Показатель uptime характеризует время безотказной работы дата-центра, и для достойных провайдеров не должен быть ниже 99,95%.
- Перечень услуг и предоставляемые возможности.
- Регулярный мониторинг, обслуживание, и доступ к оборудованию 24/7.
- Наличие каналов высокоскоростного доступа в Интернет и системы резервирования.
- Наличие нескольких площадок от одного провайдера для диверсификации рисков хранения данных.
- Возможность интеграции основных услуг с другими услугами по IP-технологии.
- Защита приложений и информации.
- Соответствие помещения: планировка, кондиционирование, системы климат-контроля, пожаротушения и охрана, видеонаблюдение, системы электронной безопасности.
- Готовность принять нестандартное оборудование.
- Профессионализм сотрудников.
Сотрудники ЦОД должны обладать соответствующими сертификатами по тематике работы в дата-центре.
После простановки отметок «+/-» или добавления записей в нужные пункты таблицы, можно сформировать общую картину, которая учитывает особенности каждой компании.
Кроме того, необходимо учесть стоимость услуг дата-центров, так как ценообразование в этой сфере не нормировано. При выборе ЦОД можно сравнить две основные сферы деятельности: Colocation – размещение оборудования и серверов клиентов в ЦОД, и Dedicated server – аренда выделенного сервера клиенту.
Стоимость услуг дата-центров зависит от таких факторов как занимаемое сервером место, количество подключений к оптоволоконной сети, необходимость аренды канала связи в Интернете, наличие выделенного канала до офиса клиента, техническая поддержка, объемы потребляемой энергии и многих других.
Общая стоимость аренды 1 юнита и порта доступа на скорости 100 Мбит/с составляет от 2 до 4 тыс. рублей. Аренда целой стойки ЦОД варьируется от 30 до 50 тыс. рублей.
Анализ рынка показывает, что цены на услуги дата-центров пока что держатся на низком уровне, несмотря на прирост валютного курса, из-за высокой конкуренции и большого количества предложений. Таким образом, на сегодняшний день, рынок ЦОД остается рынком покупателя.
Контракт об уровне обслуживания, известный как SLA, является неотъемлемой частью договора аренды с дата-центром. Основное отличие SLA от других контрактов заключается в том, что он гарантирует предоставление услуг определенного качества. Прежде чем подписывать договор, клиент должен ознакомиться с ключевыми положениями, включая предмет договора, цену аренды, сроки, время реакции техподдержки, доступность и реквизиты сторон, а также дату и место подписания, а также порядок и сроки оплаты.
Кроме общих положений, договор должен детально прописывать главные моменты, такие как:
- Качественные показатели услуги, такие как доступность сервисов круглый год. Например, важно заранее определить, имеет ли право провайдер останавливать дата-центр для плановых работ. При использовании провайдеров с высоким значением "tier" (III и выше) такой возможности быть не должно.
- Порядок получения информационной и технической поддержки, способы связи, ожидание времени ответа, график работы службы поддержки.
- Время реагирования на неисправность.
- Порядок проведения технических работ.
- Ответственность провайдера за неисправное оказание услуг, порядок и размер компенсации.
Аутсорсинг имеет множество преимуществ. Использование сторонних ресурсов позволяет оптимизировать затраты на IT-службу, быстро развернуть требуемую мощность, обеспечить высокий уровень сохранности информации и рассчитывать на высокопрофессиональную техническую поддержку круглосуточно. Клиенту необходимо только правильно выбрать дата-центр, основываясь на наиболее важных критериях и обязательных условиях.
Фото: freepik.com