Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?

Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?

Для работы в определенных сферах деятельности, которые напрямую влияют на здоровье людей, таких как предприятия общественного питания, пищевое производство, торговые организации, детские учреждения и больницы, необходимо иметь медицинскую книжку. Получение этого документа связано с затратами как времени, так и денег. Однако законы Российской Федерации строго регламентируют обязательность наличия медицинской книжки у работника, а ее отсутствие может привести к ответственности как для работника, так и для работодателя. В данной статье мы рассмотрим подробности оформления и продления медицинской книжки для определенных категорий работников.

Личная медицинская книжка (ЛМК) – это документ, который подтверждает здоровье и отсутствие инфекционных заболеваний у ее владельца. Однако, сама ЛМК необходима не только для трудоустройства, но также для профилактики заболеваний населения.

Обязанности работодателя в этом вопросе прописаны в Статьях 69, 212 и 213 Трудового Кодекса РФ, где работодатель обязан организовать медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические осмотры во время работы. По результатам таких медосмотров работник получает ЛМК.

Однако, медицинские книжки необходимы не всем категориям работников. Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н ЛМК нужна только работникам, занятым на тяжелых работах, на работах с вредными, опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта. Статья 213 Трудового Кодекса РФ устанавливает обязательность получения медицинских книжек для работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, лечебно-профилактических и детских учреждений и некоторых других организаций. Для предприятий пищевой индустрии, а также компаний, выпускающих парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия, эта обязанность также закреплена в статье 23 Федерального закона № 29 от 2 января 2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Список профессий и должностных лиц, которые обязаны оформлять медицинские книжки для работы в организациях, устанавливается письмом Минздрава РФ от 7 августа 2000 года №1100/2196-0-117. Согласно указанному письму, медицинские книжки необходимы для работников, которые заняты транспортировкой, переработкой, хранением и реализацией продуктов питания и питьевой воды; обучением и воспитанием детей в образовательных и оздоровительных учреждениях; коммунальным и бытовым обслуживанием населения, включая санитарно-гигиенические услуги, сферу туризма, гостеприимства и досуга, транспортные и спортивно-оздоровительные услуги, торговлю комиссионными, промышленными и парфюмерно-косметическими товарами, ассенизаторскими услугами и обслуживанием канализационных сетей; обслуживанием населения в учреждениях здравоохранения; строительством и ремонтом с использованием иностранной рабочей силы в организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации; государственной службой и работой в бюджетных организациях системы здравоохранения, социальной защиты, народного образования, в том числе в центрах дезинфекции и их подразделениях.

В общей сложности, российское законодательство устанавливает обязательность получения ЛМК для представителей не менее чем 25 профессий и должностей. Для представителей этих отраслей допуск к работе без медицинской санитарной книжки запрещен.

Ответственность за отсутствие медкнижки

Если руководство компании не соблюдает законодательство, касающееся обязательного освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний для работы (МП) и наличия у работников личных медицинских книжек (ЛМК), то оно может понести один из трех видов ответственности: дисциплинарной, административной или уголовной, согласно статье 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушитель, обнаруженный Роспотребнадзором при проверке, связанной с отсутствием медицинских книжек или с фактом подделки данных, может быть привлечен к административной ответственности. В зависимости от категории лица, на которое ложится вина, сумма штрафа может колебаться от 100 до 500 рублей для граждан, от 500 до 1000 рублей для должностных лиц, от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток для индивидуальных предпринимателей и от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток для юридических лиц.

Если же отсутствие ЛМК у работника привело к массовому заболеванию или отравлению, то суд может еще более серьезно наказать виновного по статье 236 УК РФ. Суд может вынести такой ряд решений, как штраф до 80 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6-ти месяцев, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года или лишение свободы на срок до 1 года.

Стоит отметить, что несоблюдение обязательного обследования на ЛМК существует и наказуемо во всяком случае административно. Нарушение работодателем обязанностей, которые заключаются в организации обязательного или периодического медосмотра работников и выдачи им ЛМК, может влечь за собой штраф, в зависимости от того, является ли это первым нарушением или уже повторным, от 50 000 до 170 000 рублей, в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ.

Желательно иметь в наличии чистую медицинскую книжку, но как она выглядит, сколько стоит и где ее купить - вопросы, на которые нужно знать ответы.

Нормативное регулирование формы медицинской книжки осуществляется приказом Роспотребнадзора № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», датированным 20 мая 2005 года.

Медицинская книжка представляет собой многостраничный документ. На второй странице находится голограмма с фотографией владельца, его подписью и печатью организации, выдавшей документ. На третьей странице указаны сведения о владельце книжки, в том числе его фамилия, имя, отчество, год рождения, домашний адрес и должность. Следующие страницы содержат информацию о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, результатам обследований, а также о предупреждениях при нарушении санитарных норм. Здесь также указывается заключение врача о пригодности к работе, вынесенное на основе медицинского осмотра. На последней странице размещается правовая информация для владельца книжки.

Но перед тем, как оформлять медицинскую книжку, встает вопрос: где купить чистый бланк? Книжка является документом строгой отчетности и не продается свободно. Для ее приобретения необходимо обратиться в специализированные медицинские центры или в организации, уполномоченные Роспотребнадзором, такие как СЭС. В разных городах стоимость чистой медицинской книжки может варьироваться от 150 до 300 рублей.

Процесс оформления личной медицинской книжки включает в себя несколько этапов, описанных в соответствующих законодательных документах. Итак, порядок прохождения медицинских осмотров и оформления личной медицинской книжки установлен в следующих документах: Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказе Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», Приказе Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», Приказе Минздрава РФ от 29 июня 2000 года № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», а также Приказе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» от 27 апреля 2005 года № 20 «О взаимодействии с организациями, осуществляющими профилактические медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку».

Чтобы официально оформить медицинскую книжку, нужно обратиться в медицинское учреждение, имеющее разрешение Роспотребнадзора на выдачу подобных документов. Поэтапно процесс оформления выглядит следующим образом:

  1. Представление заявления в территориальный центр ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  2. Заключение договора на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
  3. Регистрация и выдача личной медицинской книжки без голограмм.
  4. Медицинское обследование, которое зависит от должности работника и включает перечень медицинских осмотров, лабораторных и аппаратных исследований. Результаты записываются в соответствующие разделы медицинской книжки.
  5. Получение заключения о допуске к работе на основе медицинского осмотра и отметки в разделе V медицинской книжки.
  6. Гигиеническое обучение, состоящее из очной и заочной частей.
  7. Гигиеническая аттестация, в ходе которой работник отвечает на 25 вопросов за один час и допускается к повторной сдаче не ранее, чем на следующий день.
  8. Внесение результатов аттестации в медицинскую книжку и голографирование. В разделе XII на странице 28 ставится отметка о прохождении аттестации в виде штампа и наносится квадратный голографический знак.
  9. Выдача личной медицинской книжки.

Если работник направлен работодателем, то процесс начинается с четвертого этапа. Для прохождения медицинского осмотра в целях выдачи ЛМК впервые необходимо иметь при себе заявление, паспорт, фотографию размером 3х4, заявление от работодателя на прохождение гигиенического обучения и квитанцию об оплате.

Проверить подлинность личной медицинской книжки, полученной в Москве, можно в Реестре г. Москвы в Интернете по адресу: mossanexpert.ru/service/proverka-medknizhki/. Стоимость гигиенического обучения вместе с бланком чистой медицинской книжки составляет от 700 до 1500 рублей.

Перечень обследований для медкнижки: что нужно пройти

Перед получением медицинской книжки работник должен пройти обязательные обследования у специалистов-врачей. Однако список необходимых обследований может немного отличаться в зависимости от сферы деятельности.

Так, для всех работников следует посетить:

  • терапевта
  • отоларинголога
  • дерматовенеролога
  • стоматолога
  • гинеколога (для женщин)

При необходимости врач может назначить консультацию инфекциониста.

Кроме осмотров у специалистов, также необходимо пройти ряд инструментальных и лабораторных исследований, включая:

  • флюорография
  • клинический анализ крови
  • анализы на RW, трихомониаз и гонорею
  • анализы на энтеробиоз и яйца глистов
  • анализы на брюшной тиф и стафилококк

Не забудьте, что результаты анализов действительны только 2 недели, поэтому прохождение медосмотра не стоит затягивать.

Женщины после 40 лет также должны обязательно пройти маммографию.

Строгое соблюдение этого списка необходимо для всех работников, однако для медицинских работников и работников пищевой промышленности может потребоваться расширенный список обследований.

Сроки оформления медицинской книжки могут сильно отличаться в зависимости от выбранного пути. Если вы решили получить книжку в районной поликлинике, то сначала вам нужно будет пройти к терапевту, получить направления на прохождение анализов и записаться на прием к другим специалистам. После этого вам снова нужно будет посетить терапевта и предоставить ему все результаты для заполнения медицинской книжки. Все это может занять от одной до нескольких недель. Если же вы еще и решили пройти гигиеническое обучение и аттестацию, то процедура оформления санитарной книжки может затянуться до трех-четырех недель.

Однако, есть специализированные аккредитованные медицинские центры, где вы можете оформить медкнижку за 3-5 дней, пройдя полный медосмотр и гигиеническую аттестацию. Такой способ оформления книжки гораздо быстрее, чем в районной поликлинике.

Нюансы продления медицинской книжки и ее действительности

Согласно Закону № 52-ФЗ, срок действия медицинской книжки неограничен (до заполнения всех страниц). Однако работникам необходимо периодически проходить медицинские осмотры, за обеспечение которых отвечают работодатели. Соответствующие условия и расходы по оплате медицинских услуг также ложатся на плечи работодателей, а также обязательство обеспечить гигиенические знания и наличие санитарных правил в организации.

ЛМК, так же как трудовые книжки, хранятся в отделе кадров компании и выдаются работникам под расписку. Однако, если предприятие осуществляет выездную деятельность, то работники должны иметь медицинские книжки при себе в течение рабочего дня.

В случае изменения места работы и/или вида деятельности, эти данные вносятся в раздел II медицинской книжки сотрудником отдела кадров компании и заверяются печатью организации.

Процедура продления медицинской книжки проста по сравнению с ее получением. Нет необходимости приобретать новую медицинскую книжку, поскольку она уже имеется.

Касательно медицинского осмотра, необходимо пройти тех специалистов и основные исследования, которые устарели в соответствии с нормативными документами. Большинство работников должны продлевать свои книжки ежегодно, а гигиеническое обучение и аттестация проводятся с периодичностью, соответствующей соответствующей профессии.

Стоимость прохождения медосмотра зависит от того, где вы решите это сделать. В районных поликлиниках большинство врачей принимают бесплатно, однако, для того чтобы посетить всех специалистов и пройти необходимые анализы может потребоваться две-три недели. Помимо этого, вы все равно должны будете заплатить около 1000 рублей за бланк медицинской книжки и прохождение гигиенических курсов.

Большинство частных клиник и медицинских центров, имеющих право проводить медосмотры для получения ЛМК, стараются проводить эту процедуру максимально быстро и комфортно для своих клиентов - все оформление занимает не более 5 дней. Однако цены на эту услугу могут колебаться от 1700 до 5000 рублей в зависимости от категории работников.

Важно помнить, что покупка готовой медицинской книжки через Интернет является незаконной и может привести как продавца, так и покупателя к уголовной ответственности за подделку документов. По закону, работодатель обязан нести все затраты на получение медицинской книжки. Однако, некоторые компании могут предложить работнику оформить книжку за свой счет со словами, что затраты будут возмещены в процессе работы. Кроме того, некоторые компании заключают договоры с медицинскими центрами на ежегодные бесплатные медосмотры и диспансеризацию.

Подводя итог, необходимо подойти к прохождению медосмотра ответственно. Отсутствие документа может вызвать серьезные проблемы, такие как отказ в приеме на работу и денежные штрафы. Получение медицинской книжки не займет много времени, так как вы можете выбрать как государственные поликлиники, так и частные медицинские центры.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *