Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

В условиях экономического кризиса, руководителям предприятий и ИТ-директорам все чаще приходится заботиться о ключевых показателях эффективности информационных технологий (ИТ) и о том, как улучшить эти характеристики. Оборудование и программное обеспечение ИТ-систем требуют постоянных инвестиций, которые не всегда эффективны.

Однако, согласно исследованию The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey, становится очевидно, что управление ИТ-активами является трендом не только в России, но и в мировой практике. Руководители все больше осознают важность такого управления: 70% из них понимают это глубоко, а 31% даже планируют ускорить процесс развития стороны ИТ.

Трудности, к которым приводит неумение контролировать постоянно растущую и совершенствующуюся ИТ-инфраструктуру, могут быть крайне серьезными. От нежелания использовать лицензионное программное обеспечение, несоответствия требованиям информационной безопасности, до потери важной компании информации.

Пренебрежение данной стороной развития бизнеса может повлечь следующие неприятные последствия: использование нелицензионного софта, критические сбои в работе, проблемы с правоохранительными органами, неправомерная утечка данных, увеличение расходов на ИТ-обеспечение, снижение эффективности бизнес-процессов и замедление коммуникаций.

Верховенство IT-активов в настоящее время делает образование управления этими активами обязательным. К IT-активам следует отнести инфраструктуру (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы. Однако каждой организации требуется решить, как управлять активами по своим потребностям и предполагаемой прибыли.

Управление IT-активами включает множество задач, которые включают:

  • инвентаризацию (важно получить комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
  • непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку программного и аппаратного обеспечения, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
  • анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам;
  • выставление счетов;
  • создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
  • оптимизацию процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).

Вся процедура управления IT-активами может и должна быть автоматизирована, для чего разработаны различные модульные решения. Выбор модулей зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.

Мировой опыт по управлению IT-активами на данный момент собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.

ISO/IEC 20000 – это международный стандарт, который определяет требования к компаниям, оказывающим IT-услуги. Он используется в работе таких высокотехнологичных организаций, как системные интеграторы, банки, страховые компании, интернет-провайдеры и разработчики программного обеспечения. ISO/IEC 19770 – это стандарт, который позволяет выстроить бизнес-процессы в компании таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО. COBIT – это стандарты, которые определяют задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определения IT-процессов и требования к ним, а также описываются возможные инструменты реализации последних. ITIL – это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. На сегодняшний день она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению IT-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM и Microsoft.

На сегодняшний день изучение теоретической базы по вопросам управления IT-активами доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» в крупных технических вузах. К сожалению, не каждый IT-директор и генеральный директор предприятия владеют такими знаниями. Тем не менее, воплощение передовых идей управления IT обеспечивает эффективность ИТ-инфраструктуры всего предприятия.

Развитие информационных технологий оказало серьезное влияние на бизнес-сферу. Внедрение процессов управления ИТ-активами позволяет обеспечить ряд преимуществ:

  • повышение эффективности управления бюджетом;
  • проведение качественного стратегического планирования;
  • соответствие регулирующим требованиям;
  • возмещение затрат и определение путей их снижения.

Многие компании сталкиваются с проблемами управления ИТ-активами и пытаются решить их самостоятельно. Однако, крупные холдинги не могут обойтись без помощи профессионалов, чтобы обеспечить эффективное управление ИТ-активами.

Рынок услуг по менеджменту в сфере информационных технологий оценивается как очень перспективный. В то время как общий рост рынка IT-услуг на территории России в 2015 году по данным IDC ожидается на удручающем уровне - долларовый сегмент сократится на 10%, услуги по менеджменту в сфере информационных технологий сохранят свой высокий спрос. Например, IDC подтверждает, что спрос на управление IT-активами не падал даже в кризисный 2008 год.

По мировым тенденциям, генеральный директор будет представлять основного внутреннего заказчика IT-сервисов в компаниях чаще, чем IT-директор.

Рейтинг IT-компаний России

Если вы ищете компанию, которая поможет вам управлять вашими IT-активами, то вы, вероятно, задумываетесь о том, как выбрать ту, которая обладает всесторонним знанием в области информационных технологий, имеет партнерские отношения с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также гарантирует конфиденциальность и защиту вашей информации. На рынке уже давно существуют и известны следующие крупные компании:

Компания КРОК была основана в 1992 году. По данным IDC, КРОК лидер на российском рынке информационных технологий в сегменте системной интеграции с долей рынка 16,1%. Общее число сотрудников компании превышает 2 200 человек, и более 75% из них - технические специалисты, обладающие в совокупности более 4 400 профессиональных сертификатов.

Всемирно известный партнерский список более чем 200 производителей программного и аппаратного обеспечения даёт возможность КРОК создавать комплексные решения, объединяющие в себе инфраструктуру и автоматизацию бизнес-процессов. Кроме того, КРОК имеет Центры решений, где клиенты могут протестировать новейшие технологии в рамках своих бизнес-задач. Такие Центры решений есть у таких партнеров, как EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec, Dell. Каждый год компания реализует 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых такие крупные компании, как "Альфа-Банк", "Райффайзенбанк", "Башнефть", "Сургутнефтегаз", X5 Retail Group N.V., "АШАН", "ИНТЕР РАО ЕЭС", "РЖД" и многие другие.

Компания КРОК продолжает развиваться динамично: ее оборот в 2013 году составил 27 млрд руб.

IBS была основана в 1992 году. Группа компаний IBS насчитывает более 10 000 сотрудников, которые работают по всему миру. Она безупречно занимает одну из первых позиций в чрезвычайно значимых отраслевых рейтингах. Кроме того, IBS сотрудничает с отечественными и западными поставщиками, которые производят программное и аппаратное обеспечение. В компании также имеется Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С.

IBS предлагает полный спектр услуг в области информационных технологий, включая разработку ПО и бизнес-приложений, консультационные услуги в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг. Среди клиентов компании находятся такие крупные организации, как Росатом, Газпром, Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и многие другие.

Консолидированный оборот компании в 2014 году составил порядка 903,6 млн. долларов.

Компания «Техносерв» была основана в 1992 году и уже много лет успешно занимается хранением и обработкой данных, мониторингом и построением ИТ-инфраструктуры, обеспечением информационной безопасности, а также ИТ-аутсорсингом и другими направлениями работы.

Компания имеет представительства в разных городах России и стран СНГ. Среди клиентов «Техносерва» такие крупные компании, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и многие другие.

За прошедший 2013 год компания «Техносерв» заняла одно из лидирующих мест в ТОП-3 рейтингов российских IT-компаний, составленных РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги», что свидетельствует о ее высокой репутации на рынке.

Количество сотрудников «Техносерва» превышает 2000 человек, а оборот за 2013 год составил 40,16 млрд рублей.

Компания NVision уже на протяжении 20 лет работает на IT-рынке, предоставляя широкий спектр услуг, таких как консалтинг, разработка и внедрение бизнес-приложений, а также построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры. Компания имеет 20 представительств в России, а также 4 представительства в странах СНГ и Европы.

Более 100 крупнейших поставщиков АО и ПО являются партнерами компании. В настоящее время в ней работает более 3 500 человек, обслуживающих 250 крупных заказчиков, среди которых «ВТБ», «Мобильные ТелеСистемы», «Альфа-Банк», Министерство энергетики РФ, «Высшая школа экономики» и многие другие.

Ежегодно в компании реализуется более 5 000 проектов. В 2013 году компания «NVision» получила выручку в размере 39,4 млрд рублей. В рейтинге ИД «Коммерсант» компания заняла 2-е место по предоставлению ИТ-услуг в 2014 году.

"Астерос" - группа компаний, основанная в 1998 году. В ее состав входят несколько компаний, таких как "Астерос", "КАБЕСТ", "Астерос Консалтинг" и "Астерос Лабс". Эта группа компаний имеет офисы в России и СНГ. Одними из основных направлений работы группы являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности в том числе информационной, инженерных сетей, а также разработка и внедрение в бизнес-приложений и ИТ-аутсорсинг. Большинство клиентов группы - крупные компании, такие как «ВТБ», Сбербанк России, «Вертолеты России», РУСАЛ, РусГидро, «Северсталь», «ТНК-BP», «ВымпелКом», «МТС», МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России, ФТС РФ и другие. Более 1 700 специалистов работают в "Астерос". В 2013 году "Астерос" вошла в список крупнейших компаний России "Эксперт-400" с оборотом в размере 19,7 млрд руб.

Хотя каждая из компаний, входящих в группу "Астерос", заслуживает внимания, выбрать лучшего поставщика можно только после детального рассмотрения всех предложений и анализа их соответствия вашим потребностям.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *