Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам
В России фермерство является относительно новым видом деятельности, который зародился примерно тридцать лет назад. Несмотря на то, что популярность экологически чистых продуктов в нашей стране пока не так высока, как за рубежом, это очевидно вопрос времени. Фермеры-растениеводы выращивают свою продукцию без использования агрессивных химических удобрений, а животные, которых выращивают на мясо и молоко, откармливаются экологически чистыми кормами, которые также выращиваются на той же местности. Ассортимент гастрономических продуктов, предлагаемых фермерами, рассчитан на небольшой срок хранения и не содержит промышленных консервантов.
Фермерские продукты и импортозамещение: политика и качество
В советские времена импортная сельскохозяйственная продукция была считалась более качественной, чем отечественная, но на рубеже веков ситуация изменилась. В конце 1999 года экспресс-исследование фирмы «Инкомаркет», проведенное в Москве, выявило, что 75,3% респондентов предпочитали отечественные продукты питания, а всего 3,1% выбирали импортные. Отечественную мясную продукцию сочли лучшей 100% опрошенных, молочную — 93,8%, овощи — 70,6%, фрукты — 34,8%. На сегодняшний день около 20% респондентов мотивируют свой выбор патриотизмом.
Однако, уровень качества отечественных продуктов питания снижается. Российские производители, стремясь снизить затраты, используют все более дешевое сырье, как правило - импортное. В результате многие отечественные продукты стали похожими на импортные: с красивой упаковкой, долгим сроком хранения, но без вкуса и пользы. Например, по данным Росстата, к 2009 году, особенно остро стоял вопрос о качестве отечественных сыров, цельномолочной продукции, животного масла и колбас. Импорт питания в целом превышал 50%.
В январе 2010 года Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации была утверждена Президентом Д. А. Медведевым. Согласно доктрине, к 2020 году производство сельскохозяйственной продукции на отечественном рынке должно составлять 85% по мясу, 90% по молочным продуктам и в целом — 80%.
Однако, импортозамещение процесс длительный, и полки магазинов продолжают демонстрировать дефицит российской продукции. Введенные западными странами экономические санкции требуют более активного наращивания объемов производства. Пока крупные производители одновременно решают вопросы качества и количества своей продукции, отечественным фермерским продуктам дан шанс заявить о себе в полной мере. Государство выделило более 3,4 млрд рублей на субсидирование животноводческих ферм и крестьянских хозяйств в 2015 году.
Тренд на фермерские продукты
На сегодняшний день фермерская продукция стала интересной для двух категорий потребителей: для людей, которые берегут своё здоровье и здоровье своих близких, а также для тех, кого заботят вопросы экологии. Изделия, производимые фермерами, обладают несколькими отличительными характеристиками, такими как:
- персональная ответственность производителя;
- регулярные поставки небольшими партиями, обеспечивающие свежесть продуктов;
- сезонность;
- натуральный внешний вид из-за отсутствия красителей.
Следует отметить, что современные потребители настолько привыкли к рекламе и внешнему виду продуктов из супермаркетов, что нередко фермеры вынуждены убеждать их просто попробовать "неказистые" фрукты с червоточинкой или молоко с молочным запахом и вкусом. Если же удалось победить предубеждения, то критерии здорового выбора становятся ясными.
Согласно данным Союза органического земледелия, в России 21% населения знакомы с органическими и экологически чистыми продуктами питания и стремятся покупать именно их. Среди этих людей 45% - молодые мамы, 30% - приверженцы здорового образа жизни, 10% - те, кто вынужден тщательно следить за качеством пищи в связи со своим здоровьем, 10% - люди с высоким доходом, 5% - приверженцы модных тенденций в разных сферах жизни.
Важно понимать, что хотя фермерская продукция и органическая продукция должны считаться синонимами, на самом деле не все так просто. В России пока нет законодательных норм, которые бы определяли, какая фермерская продукция может называться органической, то есть созданной без использования вредных для здоровья веществ и технологий. В этом косяке есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, есть возможность найти фермера, который продает настоящую органическую продукцию по разумной цене. Однако, иногда на продукции наклеивают этикетку "органические продукты", не имея на то оснований, и цены на такую продукцию могут повышаться на 50% и более. Таким образом, каждый должен самостоятельно решать, где можно найти добросовестного поставщика для постоянных закупок, поскольку здесь пока нет единого рецепта.
В Москве можно найти множество мест, где можно приобрести экологически чистую фермерскую продукцию для личного потребления. Однако, не все из них стабильны в работе. Поэтому, заинтересованным покупателям рекомендуется знать несколько вариантов, которые расположены рядом с их домом или работой.
Первым вариантом являются ярмарки фермерской продукции, также известные как ярмарки выходного дня. Самые крупные площадки находятся в Кузьминках (108 мест) и в Хамовниках (72 места), а всего по Москве открыто 102 площадки. Здесь продаются различные фермерские товары из 50 регионов России. Главным плюсом ярмарок являются умеренные цены и возможность заказать продукцию на следующие выходные, но также стоит учитывать некоторые минусы, такие как сезонность и отсутствие продавцов в часы работы ярмарок, а также риск того, что товар может быть распродан.
Второй вариант - рынки сельхозпродукции. Некоторые из них были закрыты из-за несоответствия санитарным нормам, но все еще существуют солидные бренды, такие как Даниловский и Дорогомиловский рынки. Есть также более молодые, популярные и доступные по ценам рынки, такие как фермерский рынок на Каширке, Коптевский и Кунцевский сельскохозяйственные рынки. Главный плюс таких рынков - ежедневная работа, всесезонность и продуктовая направленность, но стоит учесть сложность ориентирования на больших площадках.
Третий вариант – универсальный рынок, где можно сделать покупки для всей семьи. Известные места такого формата – Рижский, Преображенский, ТСК «Сколково», ТК «Садовод». Однако минус этого варианта покупки - небольшой выбор продукции и сложность проверки информации о производителе.
Четвертым вариантом являются специализированные магазины фермерской продукции. Их можно найти в спальных районах, где они обычно пользуются значительной популярностью, однако такие точки имеют свойство неожиданно пропадать.
Наконец, интернет-торговля фермерской продукцией, хоть и не всегда устойчива в работе, но подходит для тех, кто хочет выбирать товары по картинкам и отзывам, а также оплачивать банковской картой. Однако здесь теряется личный доверительный контакт с продавцом, что добавляет некоторые минусы в этот способ приобретения продуктов.
Важно отметить, что хотя система торговли фермерскими продуктами в Москве еще не отлажена полностью, интерес к экологически чистой продукции постоянно растет, и этот бизнес является одним из самых перспективных.
Оптовые закупки фермерских продуктов являются залогом успеха для представителей ритейла, ресторанного и гостиничного бизнеса, частных санаториев и реабилитационных центров. Существует несколько способов осуществления закупок:
- Напрямую у фермера – на личной договоренности или на оптовых рынках, как, например, оптово-продовольственный центр "FOOD-CITY" или оптово-продовольственный рынок "Отрадное". Данный вариант является наиболее гибким и универсальным, но требует тщательной предварительной проработки.
- У перекупщиков – перекупщики берут на себя всю коммуникацию с фермерами, но это стоит дополнительных денег, а фактический объем услуг, как правило, минимален. Данный вариант можно рекомендовать как запасной.
- Через потребкооператив – сбытовые кооперативы осуществляют продажу продукции, ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции. Таким образом, сбытовые кооперативы выполняют значительную часть работы, на которую у фермеров нет ресурсов. При этом данная схема закупок удобна для ритейловых компаний, которые могут отправить продукцию на прилавки. Однако, для менее крупных закупщиков, данный вариант может оказаться дорогим и невыгодным.
- На электронной площадке сбыта сельхозпродукции – это каналы сбыта, которые создаются при поддержке государства. Например, Фонд содействия развитию сельского хозяйства «Единый центр развития сельского хозяйства», создал портал «РОСАГРОТОРГ.РФ», который помогает наладить связи между поставщиками и торговыми сетями, обеспечивает безопасность взаиморасчетов, организует грузоперевозки. На портале возможна организация бесплатного виртуального магазина, а также есть поиск по продуктам и регионам. Недостатком данного портала является минимум функций и бросающаяся в глаза шаблонность.
В настоящее время производителям и потребителям фермерских продуктов сложно найти друг друга на рынке и установить длительные отношения. Фермеры, объединенные в сбытовые кооперативы, выполняют значительную работу, но меньшая инфраструктура позволяет им реализовывать продукцию только в ограниченном количестве регионов. В этом случае на помощь приходят электронные порталы и оптовые рынки, которые позволяют наладить связи, сохранить качество товаров и услуг, а также увеличить объем предложения на рынке.
Фото: freepik.com