Вместе с печенью челябинские трансплантологи подарили 47-летней медсестре новую жизнь
Неизлечимая болезнь печени отсчитывала последние месяцы жизни 47-летней медсестры отделения новорождённых одной из больниц регионального центра Ольги Новосёловой.
Страшный диагноз — аутоиммунный цирроз печени Ольге поставили три года назад, в 2019-м. Тогда из-за желудочного кровотечение она попала в стационар, а обследование показало неизлечимую болезнь. В конце 2021-го самочувствие резко ухудшилось. Появились желтушность, отёки.
Ольгу поставили на учёт в лист ожидания и назначили лечение. Без пересадки органа жить ей оставалось совсем недолго, счёт шел на месяцы. Наступила терминальная стадия неизлечимого заболевания. Поэтому услышав предложение врачей, она согласилась, не раздумывая.
— Слава богу, чудо свершилось! На Новый год я загадала печень себе новую, и желание моё исполнилось, — едва сдерживая эмоции, рассказала медсестра ОКБ № 2 Ольга Новосёлова. — Это бесценный подарок ко дню рождения — он у меня через неделю. Я очень рада, очень довольна, очень благодарна всему персоналу ЧОКБ, отделению трансплантологии. Все очень хорошие, чуткие и добрые — и медсёстры, и врачи, и хирургии, и все, кто был в реанимации — вся больница. Я каждому безмерно благодарна!
Трансплантация печени — самая сложная в техническом плане. В операции участвуют сразу несколько бригад хирургов. Одни удаляют поражённую печень, другие устанавливают новую, восстанавливают сосудистую архитектуру, третьи заканчивают операцию, накладывая анастамоз в желчных протоках.
А на других столах тем временем происходит пересадка остальных изъятых органов — почек и сердца. Как правило, один донор спасает жизни минимум пяти безнадёжно больных пациентов. В каждом процессе трансплантации всегда задействовано более двадцати специалистов.
— Подбирая пациентов на пересадку печени, выбираем из листа ожидания пациентов, которые наиболее близки к донору по росту и весу. Дело в том, что при выборе реципиента решающее значение имеют именно размеры органа, — рассказал руководитель центра трансплантологии ЧОКБ, главный трансплантолог Минздрава Челябинской области Александр Полторак. — Операция прошла штатно, с участием коллег из Свердловской областной клинической больницы и при успешном содействии специалистов центра анестезиологии и реанимации ЧОКБ.
В ЧОКБ впервые выработали протокол пересадки печени, которого не существует ни в одной больнице мира — ни в России, ни за её границами. Врачи Центра анестезиологии и реанимации собрали опыт московских и екатеринбургских коллег, подытожили собственные находки и в итоге создали уникальный протокол лечения. Он позволяет не только обезопасить пациента, но и выполнять анестезию не только опытным докторам с солидным стажем, но и молодым врачам, работающим на «втором плане».
— Когда человек засыпает на столе, работа анестезиолога только начинается, — рассказал врач-анестезиолог ЧОКБ Лев Лейзеров. — Если говорить о трансплантации печени, то пациенты, у которых болен этот орган, достаточно отягощенные соматически. Ведь самый главный орган человека, его «биохимический завод», у них попросту не работает. А значит, могут не работать и сердце, и лёгкие, и почки. Поэтому такие пациенты требуют более осторожного обращения.
Анестезиолог следит за огромным количеством показателей: дыханием и гемодинамикой, темпом диуреза, температурой тела, уровнем частоты сердцебиения, гемоглобином, уровнем альбумина, нарушениями ритма, ЭКГ. Поэтому в процессе трансплантации печени участвуют сразу два анестезиолога, у каждого из которых чётко обозначены роли. Один считается главным — он занимается доступами. Второй — «на подхвате», занимается трансфузиями и переливанием альбумина. Далеко не в каждом операционном блоке и не с любыми анестезиологами можно провести трансплантацию печени. Этот орган выводит все яды и токсины, производит элементы крови, белки и углеводы, участвует в углеводном обмене и в круге кровообращения, отвечает за температуру тела. Все это жизненно важно сохранить.
— Представьте: человек спит. Если что-то с ним не так, пожаловаться он не сможет. И мы работаем, как лётчики — по приборам, — объяснила руководитель Центра анестезиологии и реанимации ЧОКБ, к.м.н., заслуженный врач РФ Наталья Сафронова. — Два врача, две сестры и 12 часов работы. И выдержать это позволяет только свой адреналин. Плюс желание, талант и использование аппаратуры экспертного класса, позволяющей по множеству показателей увидеть, понять и выбрать правильную тактику. Плюс непрерывный лабораторный анализ на каждом этапе операции и аппарат УЗИ в самой операционной. Там порой такие изменения бывают, что, если бы не шапочка, волосы у анестезиолога встали бы дыбом.
Человек, которому нужно пересадить печень, на 40–50 минут остаётся вообще без этого важного органа. В операции — это самый травматичный момент. В операционной искусственно снижают температуру, так как для нормальной работы организма важен каждый градус. Но низкая температура тела может привести к остановке кровообращения.
Врач понимает, что именно происходит в каждый момент и что нужно сделать, чтобы избежать катастрофы. От хирургов зависит многое, но ещё больше — от анестезиологов-реаниматологов и медсестёр-анестезисток. Их искусство — скорость и качество оказания помощи, считывание информации с аппарата ИВЛ, с мониторов и замещение всех жизненно важных функций.
— Впервые трансплантация почки на Южном Урале прошла в ЧОКБ в 2009 году по инициативе Евгения Анатольевича Полторака — создателя и первого руководителя Центра трансплантологии, — отметила пресс-секретарь медицинского учреждения Наталья Малухина. — Сейчас подразделением руководит его сын Александр Полторак. С тех пор врачи ЧОКБ пересадили 127 почек, провели 12 трансплантаций печени и 7 трансплантаций сердца с 2012 года. Все пациенты с пересаженными органами на сегодня живы и здоровы.
О трансплантологии и сложнейших операциях «Пчела» рассказывала не раз. Так, в феврале пациентке из Самары провели в Челябинске достаточно редкую операцию . Хирурги удалили из печени девушки новообразование диаметром 8,5 см — предположительно, доброкачественную гемангиому. В сентябре прошлого года впервые на Южном Урале провели кропотливую 11-часовую операцию на печени, удалив сложную опухоль с гипотермической перфузией in situ, то есть, с помощью специальных охлаждающих растворов, которые используют при трансплантации. Это позволило сохранить орган от разрушения во время долгой работы хирургов.
А год назад хирурги спасли девушку из Верхнего Уфалея, которая 10 лет жила с диагнозом «аутоимунный цирроз печени». Основной причиной заболевания стало, вероятно, место её рождения и проживания — неподалёку от химкомбината. Обычно 66% больных умирают в течение 10 лет после постановки такого диагноза. Эльвине Бунас было плохо настолько, что она думала не дождаться операции. Но трансплантологи сделали всё, как надо, подарив пациентке шанс на десятилетия жизни .
Автор: Мария Давыдова Фото: Антон ИвановПоследние новости
Трагический инцидент в Магнитогорске: трамвай сбил пешехода
Пожилой женщине ампутировали обе ноги после ДТП.
Набор водителей трамваев в Маггортранс
Муниципальное предприятие предлагает обучение и гарантированное трудоустройство.
Теплые встречи в день недоношенных детей
Каждый год родители благодарят врачей за спасение своих малышей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований