Цветы и фонтаны Алма-Аты

  Путешественники «усидчивостью» не отличаются. Это факт. А тут еще склероз и, видимо, любовь к работе преподнесли сюрприз.

 

Путешественники «усидчивостью» не отличаются. Это факт. А тут еще склероз и, видимо, любовь к работе преподнесли сюрприз. На сентябрь в графике значился микроскопический остаток отпуска, который провести хотелось не на диване в обнимку с компьютером и не со шваброй на антресолях. Ехать надо, но не дальше какого-нибудь соседнего региона, потому что нет ни времени, ни денег на вторую за год поездку в теплые края. Короче говоря, о билетах не задумывались, собирались покататься на машине по округе. И вот однажды в июле спрашиваю с грустным вздохом у кадровиков, сколько мне осталось. Не в смысле – сколько совсем осталось, а догулять до конца отпуска. И оказалось, что накопился вполне приличный «хвост»: я забыла (!) про остаток с прошлого года. Бывает же такое…

Задача стояла – организовать внезапную поездку в пределах двух недель максимально дешево, но при этом, разумеется, интересно, с пользой и в таком месте, где в сентябре тепло и солнечно. У нас есть на такой случай идеальный вариант – Алматушечка!

Ехать решили вдвоем. Романтика тут не при чем: ребенок выпустился из школы – теперь в учебное время вместе не покатаешься.

Вдвоем – дешевле, чем втроем, это очевидно, но проблема в том, что авиабилеты надо было покупать еще зимой; летом переплатишь втридорога. Желание поехать в Алма-Ату на день города и фестиваль яблок пересилило нелюбовь к поездам – решили поинтересоваться железнодорожными билетами. В одном из наших первых репортажей об Алматы мы говорили о том, что даже летом по Казахстану дешево перемещаться на поездах, но только если билеты куплены на сайте Казахстанских железных дорог – Темир Жолы, и на внутренний поезд, а не на международный, следующий из России. Наиболее удобный вариант – Костанай-Алматы. Проезд из Челябинска в Костанай на восьмиместном казахстанском такси мы освоили еще в прошлом году. Далее из Костаная едем прямым поездом до самой Алма-Аты. В пути 40 часов - две ночи и день, что совсем не утомительно. В обратном направлении этот поезд идет точно так же – две ночи и день (выезд всегда вечером, прибытие – утром, поезд ежедневный).

Многим доводилось ездить российскими поездами, читателям наверняка известно о существовании летних и зимних тарифов у РЖД. В Казахстане все не так! От времени года цены не зависят. Скидки и акции бывают только на фирменных поездах «Тальго», так что не имеет значения, за сколько дней до даты отправления покупать билет на обычный поезд. Однако все равно билеты лучше покупать заранее, потому что поезда в Казахстане весьма популярны, может и билетов не оказаться на нужную дату, или место получше невозможно будет выбрать. Железнодорожные билеты в Казахстане начинают продавать за 45 дней, и как только открылась продажа на необходимую нам дату, мы уже были готовы.

А теперь - внимание! Цены! Плацкарт – 1000 рублей в одну сторону, купе – 1500 рублей. Мы решили путешествовать с комфортом – «разорились» на купе. Насчет «разорились» - это ирония, вы же понимаете. Посмотрим для сравнения, что такое у РЖД полторы тысячи рублей: проезд до Казани (а это всего 15 часов пути) в плацкарте по зимним тарифам. Летний тариф и купе в два раза выше. А сентябрь на нашем транспорте считается летним месяцем, не забывайте.

Но давайте по порядку.

До Челябинска доехали на своей машине, оставили, как и в прошлом году, на платной стоянке (Копейское шоссе, 6). Сутки – 55 рублей (14 суток – 770 рублей). Плюс бензин на проезд до Челябинска и обратно на 1000 рублей.

Прямо со стоянки нас забрала машина такси (тел.watsapp +7 7076634363, есть и другие подобные конторы, но делимся неоднократно проверенным контактом), и мы направились в Костанай. Проезд можно оплачивать в рублях или в тенге. В тенге дешевле, потому что сумма фиксированная, с прошлого года не менялась, а курс рубля к тенге для нас очень выгоден. Если у вас нет тенге, не спешите оплачивать проезд. На границе очень хороший обменный курс, поменяйте деньги и рассчитайтесь в тенге (обменники на казахстанской территории стоят прямо за КПП, курс в них разный, будьте внимательны, выбирая лучший). До города (любой адрес) – 5000 тенге с человека или 900 рублей, до аэропорта – 6000 тенге или 1000 рублей. Такси привозит на любой указанный вами адрес. Нас высадили прямо у крыльца железнодорожного вокзала, а на обратном пути забрали практически с перрона и довезли в Челябинске не просто до стоянки, а на стоянку точно к машине – сумки были тяжелые.

Кстати, на своей машине можно доехать и до самого Костаная и уже там оставить автомобиль на платной стоянке, цены в Костанае от 30 до 50 рублей сутки. Если поедете втроем-вчетвером на одной машине, то так будет дешевле. Безусловно, есть любители путешествовать на машине на большие расстояния и сидеть сутками за рулем – тогда, конечно, можно весь путь преодолеть на своем автомобиле, но это не наш случай. Дорога на машине до Алматы с остановками и ночевками растянется на трое суток, минимум; плюс уставший водитель, отвалившийся позвоночник и прочие прелести длительного сидения в автомобиле. Лучше растянуться на полочке в поезде и ни о чем не думать. Бензин АИ-95 в Казахстане стоит 28 рублей/литр. В случае въезда на территорию Казахстана на своем автомобиле, машину придется застраховать – например, месяц стоит около 2000 рублей. Страховка не посуточная, а на периоды – до 14 дней, до 30 дней и т.д. Цена колеблется незначительно.

Граница переходится очень быстро и понятно. Если понадобится известное архитектурное сооружение, то на казахстанской стороне – это отдельное здание из красного кирпича напротив магазинчиков с обменниками, а на нашей стороне туалет находится в помещении погранпункта. Паспортный контроль на нашей стороне проходят как на уличных стойках, так и в здании (все пассажиры машины обязаны проходить контроль точно друг за другом в одной очереди следом за своим водителем, не зевайте). Если паспортный контроль проходите на уличной стойке, то в туалет без проблем пропустят в здание, но заберут паспорт.

Дорога Челябинск-Костанай вместе с переходом границы занимает 5 часов.

Из дома выехали ранним утром, в пути полюбовались рассветной зарёй.




В 8-30 нас забрали из Челябинска, и в 14-00 мы уже прибыли в Костанай на ж/д вокзал. Вокзал чистенький, уютный, небольшой. Камера хранения и туалеты - в подвальном помещении. Оплата в камере хранения намного ниже, чем, например, у нас в Екатеринбурге или Казани. Цена зависит от габаритов багажного места: 250-400-500 тенге (делим на шесть - получаем искомую сумму в рублях). Туалет платный – 50 тенге.




Стоим к вокзалу лицом, справа в двадцати шагах – асхана (столовая). Кормят вкусно и дешево. Плотно пообедали в дорогу, набрали плюшек к чаю в поезд – надо же как-то весь следующий день в поезде развлекаться.




Поезд, как мы уже говорили, вечерний, а ж/д вокзал – в центре города, а потому мы имеем возможность прогуляться по городу и купить еды в дорогу.

Железнодорожный музей около вокзала.




Кое-что забыли положить в дорожную аптечку - посетили ближайшую аптеку, заодно давление померили. Кстати, в Казахстане, похоже, это повсеместная практика: в Алма-Ате тоже в каждой аптеке есть такие столы для самостоятельной проверки давления.




Рядом с привокзальной площадью расположен храм во имя святого архистратига Михаила, зашли на вечернее богослужение.




На обратном пути поезд приходит в Костанай утром, на вокзале уже ждет машина и везет в Челябинск. Купите казахстанскую симку, чтоб созваниваться с водителем, да и вообще с интернетом веселее в поезде, а в Алмате будете в прямом эфире друзьям фотки слать, даже с гор (в тянь-шанском лесу теперь тоже интернет водится).

В Алматы и обратно мы ехали в купейном вагоне №7, но разными составами. Оба вагона были хорошие, проводники и уборщики добросовестные, уборка вагона осуществлялась за день 2-3 раза, туалеты убираются чаще - туалеты сухие и чистые, снабжены всеми необходимыми принадлежностями. С конечной станции вагон выходит прибранный, а на утро уже снова идет уборщица. Вечером – опять уборка, а следующим утром вы уже прибыли на другую конечную станцию. Даже мусор из купе забирает в пути уборщица, проходя по вагону с большим мешком. Сервис. В седьмом вагоне есть буфет и холодильник, в который можно попроситься со своими продуктами, если есть такая острая необходимость, про другие вагоны не знаю. В вагонах было тепло, в окна не дуло. В купе окна глухие, в коридорах открываются форточки, т.е. можно нормально проветрить через открытую дверь, не создавая в купе сквозняка. Вспоминаю с содроганием наши старые вагоны и свою госпитализацию в гнойную хирургию с опухшим лицом и воспалившимися зубами после одной летней поездки в поезде. Кошмар и ужас. С поездами КЖД нам определенно повезло больше.

Поезд Костанай-Алматы примечателен тем, что он проходит через станцию Шу (Чу) в Чуйской долине, имеющей дурную славу еще с советских времен - наркотики. Но Чуйская долина – это не только конопля, но и фантастические дыни. Через Чу поезд проходит всегда ночью. На обратном пути мы решили-таки дождаться дыни. В первом часу в ночь после выезда из Алматы прибыли в Чу. Весь перрон завален сплошь дынями! Неописуемо! Одну огромную дыню купили домой, большую сетку маленьких дынь слопали в дороге, вторую сетку тоже притащили домой. Сетка дынь стоит 500 тенге, огромная дыня стоит… тоже 500 тенге. Продавцы отдают за 1000 тенге ТРИ ВОСЬМИКИЛОГРАММОВЫХ дыни!!! В «Великую ночь Чуйской долины» весь алматинский поезд героически бодрствует! Сначала ждем – скорее бы, не заснуть бы... Только приближается Чу, как весь состав приходит в радостное броуновское движение, поезд останавливается, и народ, как по команде, устремляется на перрон отовариваться. Но на этом «Великая ночь Чуйской долины» не заканчивает – все дружно до утра едят дыни))) От них невозможно оторваться! А проблему помывки в условиях поезда успешно решает упаковка антибактериальных влажных салфеток, в конце концов, можно потом еще сполоснуть дыню над раковиной, набирая воду в стакан. У меня пунктик на счет чистоты бахчевых: дома мы моем арбузы и дыни в ванне губкой с мылом. В поезде таких условий, разумеется, нет, но антибактериальные салфетки, как оказалось, справились безупречно – поедание дынь в «военно-полевых» условиях прошло без неприятных последствий. Дыни – наше все!

На российском погранпункте нашу огромную чуйскую дыню внимательно обнюхал пограничный пёс Алый. Мы, на всякий случай, немножко напряглись – а вдруг чуйские дыни чуйской коноплей попахивают, позора не оберешься. Алый произвел тщательную проверку, одобрил наш выбор и разрешил своему пограничнику пропустить нас на Родину.

В поездке по железной дороге мы нашли плюсы и помимо чуйских дынь. Поезд Костанай-Алматы идет через Астану, т.е. через обе столицы, а также через Караганду, поэтому он всегда полон.

Первая большая остановка по пути в Алма-Ату – Нур-Султан, он же Астана, он же Акмола, он же Целиноград, он же…




За время пути в обоих направлениях в нашем купе неоднократно менялись попутчики, с которыми время незаметно пролетело за интересными разговорами. С нами ехала пожилая женщина от сына к дочери в гости, рассказала нам о судьбе своей семьи: деда-священника в 1930-е годы хотели расстрелять, но потом «пожалели» и выслали зимой без одежды, подняв ночью и вытащив из дома, всю семью - из Центральной России в Кустанайскую степь по этапу с десятью маленькими детьми, из которых, в итоге, выжили только четверо. Ее отец вырос и остался жить в Казахстане, который она считает своей второй родиной. Вся семья – русские по национальности, все живут в Казахстане, но некоторые родственники выехали в 1990-е годы, когда в Казахстане жилось совсем тяжело. Честно говоря, и сейчас за пределами столиц, в провинции люди живут трудно. Мы проехали вдоль почти через весь Казахстан; пусть только из окна поезда, но посмотрели на жизнь людей в степных поселках, да и попутчики были интересные. Один мужчина – дорожный инженер – ездит вахтой на работу в Алматы. Сейчас он строит прямую горную дорогу в Киргизию на Иссык-Куль (кстати, знаете, как мусульмане в Кыргызстане переводят название «Иссык-Куль»? Озеро Исы, т.е. Озеро Иисуса!). Парень с друзьями, раскиданными по разным вагонам, ехал в Алматы в горы. Два молодых мусульманина возвращались из Алматы с товаром для своего интернет-магазина*. Ребята торгуют в Астане сотовыми телефонами и всей атрибутикой к ним. Братья родом из аула под Чимкентом, женаты, есть дети, снимают жилье в столице, очень религиозны и начитанны, с большим уважением относятся к православным. Еще с нами ехали девчонки, занимающиеся туризмом на полуострове Мангышлак – направлялись на конференцию. Их турфирма организует джип-туры из Атырау по Мангыстау. Там природа невероятная! Живописная пустыня, каньоны на месте, где некогда шумели воды древнего океана Тетис. Все, как мы любим. Возможно, когда-нибудь побываем и в тех краях.

Степь да степь кругом… Вдоль железнодорожного полотна тянутся деревянные заграждения. Как нам пояснили местные жители, эти конструкции защищают не только и не столько от скота, сколько от снежных заносов – зимой в пургу здесь наметает двухметровые сугробы.




Прибыли в пункт назначения. Костанайский поезд приходит на вокзал «Алматы-1» (есть еще «Алматы-2», второй расположен довольно далеко от первого, будьте внимательны при покупке билетов).




На перроне в Алма-Ате идет бойкая торговля местными горными яблоками и грушами. Если вы не дадите себя обмануть, то отоваритесь на обратном пути в дорогу дешевле, чем на базаре. Обман заключается в следующем: фрукты продают ведрами, готовы сделать огромную скидку, но когда спрашиваешь, а сколько в ведре килограммов, то называют вес, не соответствующий действительности. Нас не проведешь – у нас безмен всегда с собой. Мы сразу же перепроверили и поймали на обмане. Зная примерный вес ведра яблок и их стоимость, например, на Зеленом базаре, уже можно торговаться до желаемой реальной цены.




В день приезда к вечеру начался обещанный синоптиками сильный дождь, но в гостинице сидеть некогда – у нас билеты в театр (купили еще до поездки на сайте Ticketon.kz). На сцене русского драмтеатра им.Лермонтова весь сентябрь работал с гастрольными постановками Карагандинский русский театр музыкальной комедии. Мы решили сходить на «Труффальдино». Спектакль очень понравился, хотя мы боялись, что на фоне Константина Райкина любая другая постановка будет смотреться бледно. Ничуть!

В театр приличные люди приходят загодя и при параде. Мы тоже так хотели. Но алматинский дождь – он такой проказник! Ливень затопил все, арыки переполнились, аварии, транспорт встал. Ловить такси уже тоже было бессмысленно – таксисты застряли в тех же пробках, что и автобусы с троллейбусами. Мы выскочили из троллейбуса и побежали. Темно, холодно и мокро. Театралы… Сапоги и дождевики немножко нас спасли. Не мы одни с такими трудностями добирались до театра, начало спектакля немного задержали, чтобы все успели «доплыть» и привести себя в человеческий вид. Кто бы знал, что обычный поход в театр может превратиться в такой экстрим. Это Алма-Ата!





Весь следующий день шел дождь, а мы гуляли. И знаете, что нас поразило? Обувь и одежда оставались чистыми! Странная вещь… Дома, если мы попадаем под дождь или просто в сырую погоду выходим на улицу, то пройдя пешком десять минут по асфальтированному тротуару, покрываемся брызгами грязи до ушей… Мы настолько к этому привыкли, что с трудом верим, что может быть и по-другому… Наконец дождь прекратился (кстати, весь сентябрь в городе было солнечно, температура +23 и выше, часто поднималась до +31). На следующий после дождя день, с самого утра, мы вновь пережили потрясение – автомобили в городе чистые! ВСЕ! Когда они помыться-то успели??? А чему тут удивляться, если город намывают и подметают ежедневно днем и ночью – дороги, тротуары, велосипедные дорожки, дворы, скверы, парки. В прошлом году мы наблюдали, как в НОЯБРЕ (!) моют улицы.

Специально дождалась, чтобы в кадр попало побольше машин белого цвета. Они чистые!!!




«Картинки с выставки»: ежедневная помывка всех улиц и полив газонов, деревьев и цветников. Следом за машиной идут дворники. Дворники в Алма-Ате повсюду. Город очень чистый. Чисто там, где убирают. Это непреложная истина. Отучить людей мусорить очень тяжело. Там, где нет уборщиков, всегда будет мусор. В той же Алма-Ате часто можно увидеть мусор в горах. Настоящие добросовестные туристы не только свой мусор уносят, но и чужой подбирают.






В Алма-Ате еще и природного мусора образуется много – город очень зеленый, но тротуары, заваленные раскисшей грязной листвой, там не встретишь.





В некоторых дворах можно встретить такую картину, но, как мы видим, это только что опавшие листья. Вскоре их уже убрали, потому что листва сыпется ежедневно, и, если ее так же ежедневно не убирать, тут за двое-трое суток скопится огромная куча.




В плане чистоты крупные казахстанские города, конечно, находятся в выгодном положении за счет большого числа приезжих, готовых идти на неквалифицированную работу: в той же Алма-Ате дворниками трудятся преимущественно люди, прибывшие из аулов Казахстана и Киргизии. Систематическая, а не от случая к случаю, уборка города определяет его облик.








Пожалуй, самое кошмарное место в Алматы – это «голубиная площадка» в парке Панфиловцев. Эту территорию, конечно, тоже ежедневно моют, иначе там за короткое время скопился бы толстый слой птичьего помета и перьев. У нас почему-то не возникло желания сфотографироваться с птичками, понаблюдали со стороны.




Поселились мы в нашей старой гостинице. Каждое утро у нас начиналось на Зеленом базаре с большой пиалы свежего шубата (верблюжье молоко), затем завтрак в столовой, коих в городе множество. Затем либо в горы, либо прогулки по городу. Алматушечку мы нежно любим и всегда найдем чем там заняться, тем более что в сентябре празднуется день города – бесплатных мероприятий и всякой красоты полно.

Свежий хлеб из тандыра на Зеленом базаре.




Конфетки-бараночки из фирменного магазина при фабрике «Рахат». Как мы уже неоднократно рассказывали, магазины есть по всему городу, но вот этот - самый-самый, потому что он прямо на фабрике (около Зеленого базара).




Отличная столовая. Называется «Бейзашка» - в честь маленькой дочки хозяина. Находится в районе Зеленого базара, ул.Пушкина, рядом с кукольным театром. Постоянные читатели наверняка ее помнят из прошлых репортажей. Мы заходим в эту асхану в каждый наш приезд в Алма-Ату – очень она нам понравилась. Если вы придете прямо к открытию, то увидите абсолютно пустые холодильники, потому что там нет «вчерашнего», утром вас ждет горячая свежая каша и яичница с колбасой. Колбаса, кстати, хорошая – без свинины и всякой химической гадости (мы уже давно отметили, что в мусульманских регионах хорошие колбасные изделия). Разносолы появляются позднее – с утра нет желающих на супы и лагманы, их и не варят к открытию, чтоб не залеживались. Меню и цены смотрите на фото.






Несколько раз заходили на ужин в студенческую столовую на территории Казахского национального университета, о котором мы уже как-то рассказывали. Территория из года в год благоустраивается все больше, площадь розариев увеличивается в геометрической прогрессии. Красотища!!! Вся широкая длинная центральная аллея засажена розами! С территории КазНУ открывается прекрасный вид на горы. Сюда можно просто прийти погулять.














Если вы зайдете через большой арочный вход с улицы Тимирязева, то нужно идти насквозь до второго большого фонтана.




Там вы увидите Центр обслуживания студентов, в нем и находится столовая. Вход свободный, если турникет будет перекрыт, просите охрану пропустить вас в столовую. Пройдя дальше мимо столовой, по диагонали влево, можно выйти с территории КазНУ к высотке Ессентай-центра и отеля Ритц, а через дорогу (это проспект Аль-Фараби) – всемирно известный комплекс трамплинов «Сункар». По пути вы увидите комплекс студенческих общежитий – как в санатории! Лес, птички, тишина, чистый воздух - и не подумаешь, что рядом один из самых оживленных проспектов мегаполиса. Кампус университета не только красив, но и удобен – большая территория обустроена фонтанами, скамейками, хорошим освещением, зарядными устройствами.





Мы уже много рассказывали о городских достопримечательностях Алматы, но каждый раз мы видим что-то новое.

В прошлом году был поставлен на реставрацию уникальный Вознесенский собор – тот, что пережил землетрясение 1910 года, сравнявшее с землей почти весь Верный. Нынче мы уже смогли полюбоваться обновленным убранством прекрасного храма. Напомним, что кафедральный собор находится в парке им. 28-ми гвардейцев-панфиловцев. В Алма-Ате есть несколько зданий, созданных архитектором Андреем Зенковым, применившим разработанную им систему сейсмостойкого строительства.









За год отреставрировали множество фонтанов, построили новые. Ежегодный фестиваль муралов (граффити) и городской скульптуры привносит постоянно что-то новое в облик Алматы. Все фонтаны и многие общественные здания оборудовали изумительной подсветкой.










Скульптура «Друг».




Памятник выдающемуся казахскому режиссеру Шакену Айманову, чье имя носит киностудия «Казахфильм». На киностудии, кстати, в этом году открыли музей кинематографии, и в Алматы проходит ежегодный международный кинофестиваль.





Мурал «Мать-волчица». Картина с этническим подтекстом: детеныш волчицы изображен в образе человека, что символизирует тесную детско-родительскую связь человека и природы, неделимость. Волк – древний тотем тюркских народов, в нижней части мурала присутствует надпись древнетюркскими рунами, означающая «Тенгри» - «небесный», «божественный». Помните, самая высокая вершина в этой части Тянь-Шаня называется пик Хан-Тенгри?!

Авторы мурала – студенты академии искусств.




Еще один образец современного творчества и тоже с этническим наполнением – «Лошадь, пьющая воду». Конь – очень популярный образ в искусстве Казахстана, и в Алма-Ате можно часто встретить всевозможные скульптурные изображения лошади. Городская скульптура Алматы - сфера весьма занимательная, только ради этого стоит спуститься с гор и побродить по алматинским улочкам.




А про горы мы сделаем отдельный выпуск. В этот раз мы сходили выше Талгарского перевала, к леднику Богдановича. Сгорели на снегу до приятного ярко-красного цвета, потом облезли, потом покоричневели – на южном море так не загоришь, как в горах.

С ледником все как обычно - жизнь ничему не учит. Заманить меня в горах «вон до того камушка, это же близко» - все равно, что младенца обмануть. Но об этом в другой раз.

P. S.

*В Алматы есть «барахолка» - огромная зона оптово-розничной торговли на северо-западной окраине города, где в изобилии всевозможные товары по невысоким ценам. Много качественной фабричной одежды из Киргизии, Узбекистана, Турции, Китая. Например, зимние плащи мы там покупали менее чем за 2000 рублей, в то время как у нас похожие стоили шесть и более тысяч рублей. Мебель, посуда, ковры, стройматериалы и т.д. и т.п. Вереница огромных торговых комплексов тянется на километры. В интернете можно найти описание этих комплексов по видам товаров, чтобы ехать за чем-то конкретным, иначе там года не хватит обойти все. Увидите на карте вдоль ул. Северное Кольцо (в нее переходит ул.Розыбакиева) названия «Алатау», «Болашак», «Ялян», «Ак-Булак» и др. – это все торговые центры «барахолки».

Несколько полезных замечаний по поводу посещения «барахолки»: туалетов много (на улице, в зданиях; плата – 50 тенге); переход с одной стороны дороги на другую осуществляется по безопасным пешеходным мостам, автобусные остановки и мосты – у каждого комплекса; кафе-столовых также много, цены повыше, чем в городских столовых, но несущественно. С Тимирязева и Абая есть прямые автобусы, но можно и с пересадкой доехать: ориентир для пересадки – улица Розыбакиева, по ней дальше уже почти все идет на «барахолку». Время в пути от центра - примерно 50 минут. Понедельник – выходной. С пятницы по воскресенье – масса людей, не советуем в эти дни вообще туда соваться: переполненный транспорт, завышенные цены.






Один из автобусов, идущих из центра на барахолку - №141, с маршрутом можно познакомиться на остановочных комплексах или скачать на телефон приложение «Онай». На фото видны названия рынков – это все «барахолка».




**Напомним некоторые тонкости про Зеленый базар: в воскресенье после обеда – лучшие цены; фрукты и орехи дешевле на нижнем этаже (вход со стороны кондитерской фабрики «Рахат»); через центральный вход (от остановки) попадаем в центральный зал, там продавцы фруктов завышают цены, но в этом зале торгуют молочной продукцией и мясом. Шубат и кумыс мы покупаем не у тетушек за прилавками, а в киоске хозяйства «Даулет Бекет» (расположен в центре зала); у тетушек покупаем козий сыр и иримшик. В киоске от верблюдоводческого хозяйства шубат и кумыс очень свежий, не крепленый (чем дольше стоят шубат и кумыс, тем они становятся крепче, слабому желудку не пойдут; а вообще в холодильнике они хранятся до трех суток нормально). В киоске есть шубат и кумыс в фабричных бутылках с этикеткой – эта продукция предназначена для длительного хранения, содержит консервант. Покупайте из бочек. Можно попить прямо у киоска из пиалы, можно купить навынос – наливают в новые пластиковые бутылки (от 1 литра). На витрине увидите информацию о хозяйстве, возможно, захотите там пожить и полечиться саумалом (парным молоком). Цены у них приемлемые – 8-10 тысяч тенге с человека за сутки, в стоимость входит проживание в комфортабельных номерах, 4-разовое питание, 3-разовый прием саумала (парное молоко верблюдицы или кобылы, не дольше 15 минут выдержки). Мы там еще не были, но очень хотим съездить.

***Мы из Алматы всегда везем полный чемодан художественных принадлежностей и расходников. Как ни парадоксально, но цены на российские товары для художников в Алматы намного ниже, чем у нас. Выбор – огромный. Так, например, «Белые ночи» дешевле, чем в Алма-Ате, только в Питере, где и производятся. В Алма-Ату из Питера идут грузовики с товарами для художников. А все потому, что Алма-Ата – центр искусства и культуры, художников в городе очень много, а спрос порождает предложение: магазинов, торгующих художественными материалами масса, конкуренция снижает наценки. Себестоимость художественных товаров, в действительности, невелика; высокие цены у нас – результат безумной торговой наценки. Лучшие художественные магазины в Алматы: сеть «Abdi» и магазин «Художник» (угол Сейфуллина-Казыбек Би), огромный выбор бумаги (художники меня поймут, у нас цветную пастельную бумагу больших форматов и определенных оттенков с фонарями и собаками не найдешь) в магазине «Берег» (угол Сейфуллина-Маметовой). Хороший маленький отдел есть в торговом комплексе на «Арбате» (Жибек Жолы) рядом с «Пассажем» (угол Кунаева).

При перевозке банок с красками в самолете учитывайте правила конкретной авиакомпании: некоторые разрешают перевозку жидкостей только в фабричной упаковке (домашнее варенье, например, не пропустят). Упаковку проверяют на багажном досмотре: уже после сдачи багажа на стойке, в багажном отделении все сумки снова «просвечивают», если увидят банки с жидкостями, то вызовут на проверку по громкой связи. Попросят открыть багаж, так что не запечатывайте его намертво, все равно придется показывать. В прошлом году мы с этим столкнулись.

Короче говоря, если в семье есть художники, а вы вдруг собрались в Алма-Ату, заложите в бюджет поездки расходы на художественные товары - точно не пожалеете)).

****Расходы.

Двухнедельная поездка (в Алматы – 11 дней, 10 ночей) обошлась на двоих в 33 105 рублей . В эту сумму входят полностью все расходы на дорогу, питание, жилье, экскурсии, театр, поездки в горы, городской транспорт, сотовую связь.

Озерск-Челябинск-Озерск: бензин – 1000 рублей.

Парковка в Челябинске на 14 суток – 770 рублей.

Челябинск-Костанай-Челябинск: такси – 5000 тенге с человека в одну сторону, общий счет = 20000 тенге (3325 рублей).

Костанай-Алматы-Костанай: поезд – 1500 рублей с человека в одну сторону, общий счет = 6000 рублей.

Камера хранения: 150 рублей. Данный пункт может быть исключен, если ехать с легким рюкзачком, который можно в Костанае, ожидая поезд, носить с собой, но у нас опять были подарки, включая огромную коробку с игрой «Футбол».

Еда в поезд: 1200 рублей (общий счет туда/обратно).

Итого дорога в обе стороны (Озерск-Алматы-Озерск) на двоих (с парковкой в Челябинске, купейными местами, едой в поезде и камерой хранения): 12445 рублей (6220 рублей с человека).

Для сравнения приведем стоимость беспересадочного проезда летним поездом из Екатеринбурга в Алматы (в одну сторону на человека!): плацкарт – 6267 рублей, купе – 8466 рублей. Туда-обратно: умножаем на два, плюс еда в поезд, плюс проезд Озерск-Екатеринбург-Озерск.

Питание на двоих (завтраки, обеды, ужины, включая шубат, фрукты, орехи, иримшик и разные вредные, но очень вкусные, излишества вроде конфет фабрики «Рахат», мороженого, пирожных и т.д.): 8480 рублей, т.е. 300 рублей в сутки на человека.

Порции в столовых большие, еда питательная, выбор есть – жирного и жареного из национальной кухни, конечно, много, но и диетпитание найдете в любой столовой: супы и каши, кисель, омлет, отварная курица, запеканка, рыба, салаты и т.д.; для полноценного обеда в алматинской столовой на двоих нам достаточно 250 рублей. Если готовить самостоятельно, отовариваясь на рынке и в супермаркете, то на питание уйдут копейки. В нашем отеле есть кухня, можно снять квартиру. Просто нам готовить в отпуске лень.

Жилье : 1000 рублей в сутки за просторный комфортабельный номер, который вообще-то рассчитан на троих-четверых. Общий счет = 10000 рублей .

Жилье можно найти в два раза дешевле, но нам очень нравится именно эта гостиница, где нас уже хорошо знают и встречают как родных, и именно этот район города (угол Маркова – Тимирязева).

Проезд по городской транспортной карте «Онай» + сотовая связь с интернетом (в отеле интернет бесплатно): 880 рублей .

Стоимость проезда за год не изменилась: 80 тенге (13 руб.) по карте, 150 тенге (25 руб.) – при оплате наличными. Карта теперь стоит 500 тенге, продается в газетных киосках «Караван». В эту стоимость включена одна поездка. Карта не имеет срока действия. Общественным транспортом мы пользуемся очень активно, карта нам помогает на транспортных расходах экономить весьма существенно. В горы ходят городские автобусы за те же самые 80 тенге!






Экскурсионная программа (включая проезд на фуникулере, билеты в театр и др.): 1300 рублей .

В Алматы в этом году появился красный двухэтажный экскурсионный автобус. Мы, к сожалению, не успели на нем покататься. Хотя мы уже прекрасно знаем все достопримечательности, через которые он проходит, но было бы интересно взять экскурсию, тем более что стоимость совсем невысока – 200 рублей. Автобус видели. Конечная – Монумент Независимости («Золотой Человек») на площади Республики («новая площадь»). Автобус делает по городу большой круг – до Парка Первого Президента. Рейсы на 10, 12, 14, 16, 18, 20 часов.

По городу у наиболее значимых достопримечательностей есть информационные туристические центры, где можно взять бесплатную продукцию (буклеты, карты).

*****Вдруг кто-то прямо сейчас собирается в Алматушечку. Погода может быть любая. Если пойдет дождь, будет холодно, а могут и в ноябре быть дни +26. Год на год не приходится. В этом году весь сентябрь стояла летняя жаркая погода, но было кратковременное похолодание с дождями в первой половине месяца (2-3 дня, сибирский циклон дошел до них), из-за которого на перевалах рано лег снег. Однако затем из Ирана поднялась широкая полоса высоких температур, быстро вытеснив сибирский холод туда, откуда пришел. Чудесная погода восстановилась, и даже в конце сентября было +29, ясно. 30 сентября резко похолодало до +14, надолго ли – посмотрим, но тепло еще несомненно вернется и в октябре. Тем не менее, даже в жаркие дни перепад температур город-горы существенный, относитесь к горным походам серьезно: обувь, куртка, шапка, шарф, перчатки, термос, еда. Подняться на высоту более двух с половиной тысяч метров – это немножко не то же самое, что на Сугомак сходить. Все перевалы – выше трех тысяч.

Ловите дешевые билеты, пакуйте рюкзачки, а продолжение следует.

Сальма.








источник: Собинформ

Последние новости

Трагический инцидент в Магнитогорске: трамвай сбил пешехода

Пожилой женщине ампутировали обе ноги после ДТП.

Набор водителей трамваев в Маггортранс

Муниципальное предприятие предлагает обучение и гарантированное трудоустройство.

Теплые встречи в день недоношенных детей

Каждый год родители благодарят врачей за спасение своих малышей.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Новошахтинске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *