Церковь станицы Кизильской. Исторические факты
Как и у всех российских церквей, у божьего храма в Кизиле была сложная судьба.
Как и у всех российских церквей, у божьего храма в Кизиле была сложная судьба.
Во всех станицах казаки имели церкви, которые строились на общественные или войсковые средства. В Кизильской крепости церковь была построена в самые первые годы её существования. В списке церквей и приходов, находящихся в Оренбургской епархии, значится Симеоновская одноштатная церковь. Построена она была в 1746 году. (Справочная книжка Оренбургской губернии. 1869. с. 13).
В 1858 г. в станице Кизильской на средства Оренбургского казачьего войска была возведена каменная церковь. Её осветили в честь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.
Из архивных документов следует, что план каменной церкви был утверждён ещё 17 марта 1852 г. Утвердили его: военный министр генерал-адьютант князь Чернышев, начальник отделения полковник Павловский и архитектор Фарафонтьев, о чём свидетельствуют записи из Оренбургского архива.
По расписанию городских и сельских приходов, церквей и причтов Оренбургской епархии в Кизильской Симеоновской церкви значился один настоятель и два псаломщика. В 1873 г. настоятелем был благочинный священник Александр Соколов, в должности псаломщиков – диаконы М. Киштымов и П. Болховитянов.
Хотелось бы сказать особо о кизильском священнике Александре Соколове. Свою деятельность в качестве священника он начал в 1854 г. 3 февраля 1874-го за 12-летнюю службу в должности благочинного настоятель кизильского прихода священник Александр Соколов был награждён Орденом Анны 3-й степени (уже своим вторым орденом, ибо по статуту получить орден третьей степени можно было, лишь имея орден четвёртой степени). Во главе церкви Соколов пробыл 58 лет, в июле 1912-го на должности настоятеля Кизильской церкви его сменил Александр Горшенин. Через год, в возрасте 90 лет Александр Иванович умер (1 июня 1913 г.), имея должность заштатного протоиерея.
Прицерковная площадь была не только центром культурной, общественной, но и политической жизни станицы. Именно здесь проходили известные Никольские ярмарки, которые занимали важное место в экономике Кизильской станицы. Решались внутристаничные вопросы, проходили казачьи сходы. Оттуда уводил атаман казаков на сборы и боевые походы под благословение священника.
Но тут настали другие времена…
В начале 1919 г. в станице Кизильской устанавливалась новая власть: в церкви и в домах многих жителей были осквернены и порублены иконы. В купеческом доме Льва Александровича Гогина (ныне в нем располагается историко-краеведческий музей) надругались над иконой Божией Матери и Кипарисным Крестом-распятием. Об этом свидетельствует выдержка из дознания «О действиях и преступлениях красноармейцев во время взятия им Кизильской станицы», произведённого в марте 1919 г. Вот некоторые строки из дознания: «….В нижней квартире же Льва Александровича Гогина красноармейцы взяли икону Божией Матери, поставили на пол, свершили на ней свои естественные надобности, а затем поставили на этих нечистотах Кипарисный Крест с изображением – распятия, после этого они позвали прислугу и сказали ей: «Ступай, посмотри, что ваш Бог напакостил». Прислуга Мария Ильинична Добрынина со слезами взяла крест, стерла нечистоты и принесла его в верхнюю квартиру. Комиссар Соловьёв, который стоя в квартире местного священника Львова, приказал открыть церковь, и он в сопровождении других лиц захватил (как показывает сторож церкви Андрей Волгин) из сломанного красноармейцами свечного ящика 500 рублей денег церковных…». Данное сообщение было клятвенно подтверждено – станичным писарем Д. Кожевниковым, атаманом станицы Мурзиковым, капитаном Парись.
В 1922 г. В.И. Ленин разработал статью о развёрнутой программе идейной борьбы с религией и церковью. Хотя в Кизильском храме ещё проводились богослужения, и в школе преподавалось «Слово Божье», но судьба церкви была предрешена.
Также огромную роль в этом варварском деянии сыграло антирелигиозное совещание при ЦК ВКП (б) в апреле 1926 г. До 1927-го ещё проводились церковные службы, таинства крещения, венчания, отпевания, но потом церковь закрыли.
В роковом 1931 году белокаменный храм в станице был разрушен. В районной газете «За сплошную коллективизацию» за март 1931 г. была опубликована статья под названием «Закрыли Церковь» в которой вместе с антирелигиозными лозунгами помещён отчёт о кощунственной акции на храмовой площади.
В тот год вчерашние прихожане наблюдали за глумлением над святынями, за тем, как долго трактором рушили неподдающиеся стены храма. Колокола со всех ближайших церквей свозили на переплавку – как лом. Но были и те, кто любыми путями, невзирая на реальную опасность, старался сохранить, спрятать кресты, иконы и книги. Так, в настоящее время в районном музее хранятся иконы с храма станицы Кизильской. По словам старожилов, они долгое время пролежали в земле, люди прятали их в огородах. Но иконы уцелели, дошли до нас.
На фото 1935 года хорошо видно то, что осталось от церкви станицы Кизильской, а из церковного кирпича, по рассказам местных, в райцентре построили семилетнюю школу.
Но сегодня, в селе Кизильском стоит великолепный трёхпрестольный православный храм, построенный в 1994 году. В память о разрушенной церкви храм при освящении получил имя святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.
Из архива Кизильского историко-краеведческого музея.
0 0 голоса Рейтинг статьиПоследние новости
Суд Челябинска осудил водителя за смертельное ДТП
51-летний мужчина получил 2 года лишения свободы за нарушение ПДД.
В Челябинске началась борьба с крысами у детского сада
Городские власти принимают меры для устранения проблемы с грызунами.
Поражение «Стальных лис» в Уфе
Молодёжная команда не смогла справиться с «Толпаром» в стартовом матче выездной серии.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований