История Татыша. Тайна 121 квартала

  В конце 19 века все наши окрестные леса были разбиты на кварталы. Один из них носил номер 121 и захватывал северо-западный участок озера Татыш.

 

В конце 19 века все наши окрестные леса были разбиты на кварталы. Один из них носил номер 121 и захватывал северо-западный участок озера Татыш.

 

На карте 1895 года на нём ещё нет железной дороги. Но дороги, какие-никакие грунтовые имелись. Примерно на месте будущей станции обозначен рудник 1-й Барановский. От него на восток идут две дороги. С северной стороны озера Татыш - Кривоусовская дорога, ныне КПП-Новогорный. С южной стороны дорога Заимочная, которая шла к заимкам на западном берегу озера Улагач. Она большей частью осталась лесной дорогой.

Есть эти дороги и на картах конца 18 века.

 


Карта 1895 г

 

История заселения этого участка кыштымского леса начинается с 1895 года, с началом строительства железной дороги Екатеринбург - Челябинск. И в этом квартале появляется станция с платформой, домом смотрителя, подсобными помещениями. На карте 1936 года Татыш значится как разъезд, хотя строго говоря, это просто станция, до сих пор, одноколейной не электрифицированной линии. Никаких поселений там тоже не отмечено. Но, по архивным данным в 1926 году там было 6 дворов, а в 1943 году на станции Татыш уже было 10 дворов и проживало 40 человек.

 


Станция Татыш

 

В помещении станции был магазин, закрывшийся с передачей населённого пункта в ОГО. Сейчас там жилое помещение станционного смотрителя и видимо служебное помещение. Рядом со станцией находится заброшенное помещение «Конторы дорожного мастера» ЮУЖД.

 


Дом конторы дорожного мастера

 

На сегодняшний день там десятка три дворов дачников.  Через станцию с остановкой следует поезд Челябинск - В. Уфалей. Раз в день в обоих направлениях.

 

Следующим поселением с таким же названием в квартале появился посёлок сборщиков сосновой смолы. В 1928 году трест «Лесохим» построил рядом с Кыштымом терпентиновый завод. Теперь это посёлок Канифольный. В 60-70-х в помещениях этого предприятия размещался психдиспансер. Терпентин, продукт, получаемый из сосновой смолы (живицы). Для получения сырья в угодьях кыштымского лесхоза было организовано несколько участков по сбору смолы. Один из них Татыш - в километре от станции. Сейчас это поселение носит название «Лесохим».    В документах 1940 года упоминается штат сборщиков, вздымщиков, бондарей, возчиков в 14 человек. Мастер участка тогда был Ляпустин. Собранную смолу везли в Канифольный для дальнейшей переработки. Дорога от станции до Лесохима и сейчас просматривается. Участок работал до 1947 года. Значит, если вам в озерских лесах попадается сосна с надрезами (каррами) то ей больше 100 лет.

 


Сосна с воронкой

 

Смолу начинали собирать с 30 летних деревьев. В лесу, под соснами до сих пор лежат жестяные воронки для сбора смолы. Некоторые, покрытые смолой совсем не заржавели за 70 лет. Основную массу добытого сырья перерабатывали на скипидар и канифоль. Местные жители варили из живицы низкосортное мыло и смоль (смесь для жевания).

В районной газете до 1945 года встречаются заметки о работе «Лесохима» и его Татышского участка. Не прерывался сбор живицы и во время войны. Со временем посёлок оброс строениями, колодцами, огородами. Был вырыт пруд в болоте. Видимо для уток.

В 30-е годы в составе предприятий Кыштыма и окрестных колхозов стали появляться подсобные хозяйства вокруг озера Татыш, рыболовецкие саймы на озере Акакуль и других ближайших озёрах, всевозможные заимки. Территория вокруг станции стала понемногу осваиваться.

 

В конце 1941 года в Кыштым были эвакуированы служащие складов ВМФ из Бурмакино Ярославской области. Их силами с помощью кыштымских железнодорожников, а также окрестных колхозников зимой 1941 - 42 года была построена железнодорожная ветка от станции Татыш до складов, которые были также построены в 1942 году на территории сегодняшнего завода 20. На складах хранились торпеды, мины, глубинные бомбы. Это был просто склад. Никаких испытаний в окрестных озёрах и болотах не проводилось. Второй склад был организован ближе к посёлку. По некоторым воспоминаниям там хранились документы.

В Кыштымском городском архиве сохранился  любопытный документ: Протокол заседания кыштымского райисполкома от октября 1945 года, в котором решался вопрос о проведении выборов в Татыше поселковых советов. Особенно удивляет численность населения – 2000 человек «без учёта воинских частей». В состав Татыша уже тогда, помимо складов ВМФ входили: станция, Лесохим, саймы, подсобные хозяйства, заимки, посёлок обслуживающего персонала на оз Акакуль.

 


Протокол 1945 г.


К 1947 году моряки построили вдоль железной дороги жилой посёлок и инфраструктуру, деревянный клуб, жилые бараки, магазин, спортзал.

В 1944 году было построено кирпичное двухэтажное здание штаба, ныне улица Мира, 3, в 1946 двухэтажное кирпичное здание школы. Сейчас в них жилые дома.

 


Дом Мира, 3 1944 г

 

Коммунисты и комсомольцы были в составе кыштымских районных организаций. Административно Лесохим и станция подчинялись Кыштымскому райисполкому, у моряков была своя власть, но так или иначе всем приходилось находить общий язык и принимать совместные решения. Проводились даже футбольные поединки между моряками и кыштымскими спортсменами. Не имевшие возможности, особенное в первое время, завести свои огороды моряки покупали овощи у местных жителей. Закупали и рыбу в рыболовецких бригадах на озёрах Акакуль и Кызылташ.

В 1947 году И.В. Курчатов с С.Н. Кругловым (Нарком НКВД СССР 1946-56 г.г.) посетили эти склады. В Москве быстро приняли соответствующее решение, и склады ВМФ были эвакуированы, освободив место для завода и посёлка строителей и заводчан.

 

Не удалось выяснить происхождение строений между ж/д переездом и станцией. Вроде там была построена казарма. В 1948 году железная дорога и станция оказались за зоной. Не все захотели коротать свой век за колючей проволокой. Несколько семей из Лесохима и посёлка моряков покинули свои жилища. Кто-то переехал в соседние города и села, несколько семей поселились между переездом и станцией рядом с казармой. За давностью лет не удалось выяснить, кто там и когда строился, но эти 10 хозяйств тоже станция Татыш.

 

Дальнейшая история нынешнего посёлка Татыш, начиная с 1947 года, хорошо описана, запротоколирована и сфотографирована. Но это уже другая история.

 

В.В. Устюжанин 

[email protected]

 

 

 

Последние новости

Посещение Копейска: Глава города оценила работы в Вахрушево

Глава Копейска провела инспекцию текущих проектных работ в поселке.

Празднование Дня матери в детской библиотеке № 8

Маленькие читатели создают подарки для своих мам.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Пскове, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *