Рюкзаки у дверей и взрывы: переехавшая в Израиль челябинка рассказала, как живёт во время войны
С 7 октября мир вынужден следить за ещё одним военным конфликтом — между Израилем и Палестиной.
О начале войны Сабина узнала, когда ей позвонила из России встревоженная мама. Город Нагария, в котором бывшая челябинка поселилась с мужем, двумя сыновьями и собакой, находится на севере страны, в 10 километрах от границы с Ливаном. Когда всё началось, там было ещё тихо. Однако ситуация меняется с каждым днём.
— На юге страны настоящий ад. Террористы ХАМАС творят невообразимые зверства. Более 3500 тысяч ракет было выпущено по югу и центру страны. Север же, слава Богу, пока находится в безопасности. Конечно, война коснулась нас. Много знакомых оплакивают своих погибших родственников, провожают близких-резервистов на армейские базы. Мы массово записываемся в волонтёры, огромными очередями сдаём кровь, организуем муниципальную охрану, собираем помощь солдатам из вещей первой необходимости. И, конечно же, с тревогой поглядываем на Ливан, опасаясь его вступления в войну. Потому что у «Хизбаллы» вооружение гораздо мощнее, чем у ХАМАСа, — рассказала Сабина.
Есть надежда, что Ливан в войну вступать не станет, чтобы не терять доступ к расположенному на севере нефтяному месторождению. Однако во вторник, 10 октября, стало куда тревожнее. Около пяти вечера жители города услышали взрывы — Ливан обстреливал Западную Галлилею. Сирены зазвучали в израильских городах Шломи, Лимане и Ханите. Но «Железный купол» и авиация защитили мирное население, никто не пострадал.
В состоянии готовностиВойна теперь странным образом соседствует в доме Сабины с привычным мирным бытом. Нужно поддерживать в семье спокойную и тёплую атмосферу, но в то же время быть готовым к любой ситуации.
— Мы с мужем продумывали план действий на случай, если «Хизболла» проникнет на территорию Израиля с севера. Договорились с друзьями из Хайфы, чтобы они временно приняли нас у себя, — поделилась Сабина. — Заправили машину, чтобы иметь возможность быстро выехать. Проникновение террористов — самый страшный сценарий. Бомбардировки — нет. Потому что есть система «Железный купол», бомбоубежища. Граница с Ливаном всего в 10 километрах, с момента оповещения у нас будет 15 секунд для того, чтобы успеть добраться до укрытий. Поэтому мы всегда находимся в состоянии готовности. У выхода стоят сумки с необходимыми вещами, продуктами, водой и документами. Далеко от дома не отходим. С детьми провели подробный инструктаж. Каждую ночь ложимся спать в одежде и проговариваем план действий на случай сирены.
Чтобы лучше понимать ситуацию, недавние репатрианты остаются на связи с друзьями.
— Сначала звоню подруге, которая предпочитает перестраховываться, потом обращаюсь к противоположной точке зрения, опрашиваю местных, переживших Вторую Ливанскую войну. Так составляю общее впечатление и корректирую свои действия, — поделилась мыслями собеседница «Пчелы». — В большинстве случаев, мы считаем, что Ливану не выгодно вступать в войну с Израилем, он этого не хочет. «Хизболла» — это не правительство, поэтому самостоятельно вторгнуться к нам они не могут. Все понимают, что Израиль выиграет в этой войне. Вопрос только, какой ценой. Думаю, перестрелки на северной границе будут продолжаться, как и редкие обстрелы ракетами, чтобы отвлечь силы от южного направления. Но не более того.
Иногда Сабина жалеет, что в её квартире нет «мамада» — специальной укреплённой комнаты, в которой можно прятаться от бомбёжек. Такие комнаты обязательно оборудуют в новых зданиях. Там при необходимости можно хранить вещи, лекарства, запасы еды и воды, микроволновку и многое другое. В старых домах есть бомбоубежища под лестничной клеткой. Они бывают разными — благоустроенными помещениями или не очень чистыми и приятными подвалами.
Несмотря на все приготовления и необходимость быть всё время начеку, дома Сабина старается сохранять уютную обстановку и больше внимания уделять любимым.
— Мне кажется, что во время войны важно сплотиться не только на уровне страны, но особенно в семье. В такое время остро ощущается, что завтрашний день может не наступить, и для меня нет ничего важнее семьи, — рассказала девушка. — Но парадокс в том, что внутренняя фоновая тревога не даёт возможности сфокусироваться на детях, уделять им достаточно внимания. Я сейчас больше нахожусь в себе, в попытке переварить происходящее и нащупать внутри опору. Написание текстов, сообщений и говорение в этом мне помогает.
Желающих помогать большеСейчас на обычно оживлённых улицах Нагарии непривычно тихо. Нет автомобильных пробок и большого количества людей. Но отсиживаться дома в страхе люди не хотят и стараются помочь тем, кто в этом нуждается. Сабина заполнила заявки на волонтёрство. Накануне мэрия начала их обрабатывать — звонить людям и уточнять, чем они могут быть полезны и когда у них время на волонтёрскую работу. Оказалось, что желающих помогать больше, чем тех, кому эта помощь требуется.
— Кроме того, я заполняла анкету принимающих, то есть и о том, что мы готовы принять семью с юга. Мне даже один раз позвонили, спросили, можем ли мы принять шесть человек из-за Ашкелона. Я сказала «да», но предупредила, что они не должны бояться собаки: у нас большой рычащий пёс, которого мы, конечно, обезвредим намордником. Девушка сказала, что передаст телефон семье, они с нами сами свяжутся и поговорят. Но вот уже второй день тишина, пока никто не позвонил, — рассказала Сабина.
Помимо этого люди занимаются сбором продуктов — массово закупают их в магазинах и относят в пункты приёма, откуда всё это отправляют к солдатам. К тому же многие резервисты прибыли на службу не из дома и не смогли взять с собой необходимые вещи. Резервистов прибыло намного больше, чем необходимо, им нужны средства личной гигиены и даже военная аммуниция. Её гражданских просят не покупать, а передавать старую, если она есть.
Полны предложениями о помощи и соцсети. Разные специалисты готовы оказать свои услуги пострадавшим бесплатно.
— Это психологи, это люди, которые могут проводить время и занимать детей, даже парикмахеры, готовые бесплатно стричь солдат и радовать хотя бы такими мелочами. Читала о том, что есть подростки, которые готовы играть и разговаривать с детьми, пострадавшими в результате нападения террористов с юга. Есть те, кто готов взять на передержку домашних животных из пострадавших семей. Конечно же открыто множество горячих линий психологической помощи и консультации новых репатриантов, которые только приехали и вообще не ориентируется в ситуации, не понимают, что делать. Есть горячая линия для трудящихся, которые сейчас не могут работать. Чтобы они знали свои права, им подробно об этом рассказывают на горячей линии, — перечислила Сабина.
Осознанный выборНа фоне такой острой обстановки некоторые, возможно, думают, стоило ли уезжать на постоянное место жительства в Израиль. По словам Сабины, выбор о переезде был сделан давно и вполне осознанно. В такой ситуации жалеть о нём не приходится.
— Я ехала в демократическую социально-ориентированную страну с сильной профессиональной армией. Всё-таки у меня два сына. Израиль, в отличие от других демократий, хорош ещё и тем, что, следуя гуманистическим ценностям, способен их защитить и отстоять перед варварским соседом. Помню мемы в сети о том, что мамочкам Израиля приходится ходить с автоматами. Я же, наоборот, восхищалась тем, что большая часть населения ходит с оружием, но при этом на улицах мир. Попробуй в России раздать всем автоматы, — перестрелки начнутся чуть ли не у каждого алкомаркета. Здесь же человеческая жизнь — это огромная ценность. Люди её защищают, а не разменивают. Мы намеренно выбирали север страны, чтобы быть подальше от ракетных обстрелов. Нагария — очень красивый, чистый, зелёный город. На севере евреи дружат с арабами. Здесь очень спокойно. Общественные волнения, масштабные демонстрации — всё это нас касалось лишь слегка, — пояснила Сабина. — Сытая, свободная и комфортная жизнь способствует развитию цивилизации, но в то же время ослабляет её безопасность, притупляет бдительность. Как и любая крайность, излишнее миротворчество, уступки агрессорам ради мира любой ценой ещё ни разу не останавливали войн. Наоборот, развязывали руки кровожадным тиранам. Поэтому для меня бомбоубежище в каждом доме или квартире, вооружённые ребята на улицах, — это не околовоенная обстановка. Это чувство защищённости и уверенности в завтрашнем дне. Это прививка от мягкотелости, золотая середина поговорки о том, что тяжёлые времена порождают сильных людей, и наоборот. Хорошо, когда сильных людей порождают не войны, а память о них. Ежедневное напоминание, что мир и свобода нуждаются в защите. Я не привыкаю к этому, я считаю это нормой благополучной жизни. Конечно же, с поправкой на демократическое общество (институты) и никак иначе.
Пока готовился этот материал, стало известно о гибели в Израиле 34-летнего уроженца Златоуста Давида Лысцова. Он был убит во время нападения террористов на музыкальном фестивале «Nature Party».
Фото и видео: Сабина Коротун
Автор: Анастасия КрыловаПоследние новости
Круглый стол по противодействию экстремизму в молодежной среде
Обсуждение важной темы в Копейске
Посещение Копейска: Глава города оценила работы в Вахрушево
Глава Копейска провела инспекцию текущих проектных работ в поселке.
Празднование Дня матери в детской библиотеке № 8
Маленькие читатели создают подарки для своих мам.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией