Сергею Григорьевичу Лисицыну - 75!
Сергей Григорьевич Лисицын — доцент, кандидат физико-математических наук, вот уже 42 года бессменный заведующий кафедрой физики нашего института.
Сергей Григорьевич Лисицын — доцент, кандидат физико-математических наук, вот уже 42 года бессменный заведующий кафедрой физики нашего института. Если отбросить все легенды и мифы, которыми окружено это имя, то получим «в сухом остатке»: лучший лектор института, остроумнейший рассказчик занимательных историй, хранитель традиций классического университетского образования, человек долга и чести, источник неисчерпаемой работоспособности, прекрасный семьянин. И если в разных вузах существуют свои студенческие «рубежи» — где-то «сопромат», где-то «диффуры», а где-то, может, и философия — то в Озёрском технологическом институте примета однозначная — сдал Лисицыну физику — уже не пропадёшь: можно хоть в ЗАГС, хоть в аспирантуру, хоть на Марс вольным поселенцем.
Сергей Григорьевич родился 3 мая 1947 года в городе Йошкар-Ола. С 1 по 9 класс учился в родном городе, а когда в 1963 году в Москве открылась Всесоюзная физико-математическая школа им. А.Н. Колмогорова при МГУ (сейчас Специализированный учебно-научный центр МГУ), поступил туда и окончил среднюю школу уже в Москве. В 1965-1971 годы учился в МФТИ на факультете физической квантовой электроники. Затем аспирантура МФТИ, факультет общей и прикладной физики при институте теоретической физики им. Л.Д. Ландау АН СССР в городе Черноголовка. В сентябре 1975 представил диссертацию «Некоторые вопросы кинетики сверхпроводников» на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук, а в январе 1976 её защитил (уже работая в Вечернем отделении №1 МИФИ).
Некоторые вехи пути в ОТИ МИФИ:
1975-1980 — старший преподаватель кафедры физики;
1978-79 — ответственный секретарь Приёмной комиссии;
с 1980 по настоящее время — заведующий кафедрой физики;
1986-1992 — директор отделения №1 МИФИ, сохраняя должность зав. кафедрой физики;
1998-2002 — декан факультета информационных технологий, который объединил кафедры высшей математики, прикладной математики, физики, электроники и автоматики;
2000 — награждён премией губернатора области;
2001 — удостоен звания Соросовского учителя.
Вот что он сам рассказывает о себе и о своих коллегах:
«В город я приехал в декабре 1975 года после аспирантуры в Москве. В Минсредмаше встретился с Рэмом Васильевичем Бочаровым, тогдашним директором в/о № 1 МИФИ, видимо, произвёл на него благоприятное впечатление и был приглашён на работу в институт. Рэм Васильевич строго выполнил все свои обещания: я получил работу на кафедре физики, буквально через два месяца получил квартиру, жена была устроена на работу, дочь пошла в детский сад.
На кафедре физики встречен был очень доброжелательно. В тот момент заведовал кафедрой Евгений Гавриллович Оконников. Мне дали группы вечерников. Через год появились дневные группы, в одной которых я был куратором. С ребятами организовывали игры КВН. Я сам в них участвовал: изображая Робинзона в шубе из искусственного меха, задавал каверзные задачи. Вместе с ребятами ездили на картошку в Кулуево. Кстати, организация сбора урожая была поставлена на высоком уровне, что резко отличалось от сбора картошки в Подмосковье. Не было пустого формализма, более человечное отношение к людям. Может быть, всё это имело несколько патриархальный характер, но ничего плохого в этом нет – дружная работа, в конечном результате, способствовала установлению более тёплых отношений между людьми.
Вёл подготовительные курсы, профориентационную работу со школьниками. Помимо этого существовал школьный факультатив, в котором работа была бесплатной. В советский период приветствовалось посвящать себя работе на пользу общества: где-то раз в неделю на два часа приходили школьники, и мы им читали просветительские лекции, не связанные напрямую с подготовкой в вуз, а скорее из области «очевидное – невероятное».
Два года отработал ответственным секретарём приёмной комиссии. Потом меня выдвинули в профком, где занимался соцсоревнованиями, что мне не особенно нравилось. На мой взгляд, эту работу можно было организовать иначе, но мы жили в соответствующем обществе, где существовали установки, как правильно делать, «чтобы соответствовать линии партии». По-видимому, с работой я всё-таки справился, потому что в 1980 году меня выдвинули на заведование кафедрой физики.
Предстояла очень серьёзная работа – необходимо было готовить сборники лабораторных работ по всем разделам. На это ушло примерно пять лет. Какое-то оборудование нам удавалось в тот период получать – выделял деньги комбинат. Насколько было возможно, развили материальную базу.
В 1986 году был назначен директором института. Это была тяжёлая административная работа, забравшая немало моего здоровья. Обстановка в институте (да и в стране) в тот момент была напряжённая, и если бы я отказался от этой должности, то вопрос о руководстве был бы решён не в пользу коллектива. Однако следует сказать, что эта работа была бы ещё тяжелее, если бы не надёжный помощник в лице Николая Степановича Ларькова – заместителя по учебной работе. Это был исключительно ответственный, добросовестный и исполнительный человек, досконально знающий своё дело. За эту сферу деятельности института можно было не беспокоиться.
При этом с кафедрой я не расставался и до сих пор работаю заведующим. На кафедре много своих проблем и сложностей, но я считаю, что всё так или иначе решаемо. Да и коллектив у нас замечательный.
Говоря о сотрудниках нашей кафедры, вспоминается Дмитрий Александрович Матвеев. Несомненно, это был человек высокой культуры, хорошо образованный, достаточно лёгкий в общении. Мир в нашей сфере чрезвычайно тесен. И у нас с ним даже нашлись общие знакомые: когда он учился в аспирантуре, его руководителем был в то время ещё доктор наук, а в моё – академик Аркадий Бейнусович Мигдал, друг Ландау, его ученик.
Вообще в институте я работал и сейчас продолжаю работать с многими прекрасными людьми. Очень яркой личностью была Галина Ивановна Синяпкина – прекрасный человек во всех отношениях: добросовестная, грамотная, ответственная. Её отличительной чертой была какая-то неискоренимая интеллигентность, которой многим в наше время уже сильно не хватало. Когда её не стало, мы как-то сидели на кафедре, вспоминали Галину Ивановну и говорили о том, что умер настоящий русский интеллигент — честный, работящий, порядочный человек. И кто-то спросил, а вот скажут ли про нас такие же слова после нашего ухода. У меня нет ответа на этот вопрос. Я дожил уже до таких лет, когда приходится думать о вечном, и мне порой кажется, что наше поколение в каком-то отношении более порядочное и принципиальное, чем нынешнее. Есть ощущение, что молодёжь что-то утратила. И потому хочется передать студентам помимо голых знаний нечто важное, как это умела Галина Ивановна.
Отдельные слова нужно сказать о Евгении Гавриловиче Оконникове, который проработал в нашем институте более 50 лет (!). Практически вся его жизнь связана с преподавательской и научной работой. Вклад Евгения Гавриловича в историю становления и развития института очень значителен. Хочется пожелать ему здоровья, а нам всем такого же педагогического долголетия. Работа продолжается, и надо идти вперёд».
А мы, в свою очередь, желаем здоровья и долголетия самому Сергею Григорьевичу и всей его замечательной семье: жене Светлане Павловне, двум взрослым дочкам, трём внукам и одной внучке!
Дорогой Сергей Григорьевич, без преувеличения говорим, что Вы — один из «несущих» столпов нашего института! Здоровья Вам, удачи, интересных и новых задач и не менее интересных решений! И пусть впереди у Вас будет ещё много славных юбилеев!
Ваши ОТИйцы
Последние новости
Круглый стол по противодействию экстремизму в молодежной среде
Обсуждение важной темы в Копейске
Посещение Копейска: Глава города оценила работы в Вахрушево
Глава Копейска провела инспекцию текущих проектных работ в поселке.
Празднование Дня матери в детской библиотеке № 8
Маленькие читатели создают подарки для своих мам.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией