Воспитать человека
В Магнитогорске прошли муниципальные этапы ежегодных всероссийских конкурсов «Педагог года» и «Воспитатель года»,
В Магнитогорске прошли муниципальные этапы ежегодных всероссийских конкурсов «Педагог года» и «Воспитатель года», первый из которых проходил в номинациях «Педагог дошкольного образования», «Педагог дополнительного образования», «Учитель школы», второй – в номинациях «Воспитать человека» и «Педагог-психолог». Победители отправятся на региональный этап, а если сумеют добиться успеха и там, то будут представлять Магнитку на российском уровне.
Организаторами выступили муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы» Магнитогорска и управление образования администрации города, начальник которого Наталья Сафонова возглавила большое жюри конкурса.
Что объединяло состязания в разных номинациях? В каждой определили по пять финалистов – всего 25 из 35 участников. Те подготовили мастер-класс с участием фокус-группы – нескольких коллег, которые служат своего рода участниками педагогического эксперимента, направленного на учеников или педагогов. После мастер-класса его ведущему – конкурсанту – задавали вопросы коллеги члены жюри. А затем, после перерыва, в зависимости от номинации – защиты авторских программ, круглые столы, дискуссии…
Обозреватель «ММ» побывал на мастер-классах участников конкурса в номинации «Воспитать человека», которые состоялись в актовом зале Магнитогорского многопрофильного лицея № 1. В этой номинации изначально состязались девять педагогов, и вот великолепная пятёрка готовится к проведению уникальных мастер-классов.
Перед началом состязаний свой комментарий прессе дала член жюри – начальник отдела организации дополнительного образования управления образования администрации Магнитогорска Виктория Засова:
– Каждый участник номинации «Воспитать человека» представляет воспитательную систему своей образовательной организации и демонстрируют своё педагогическое мастерство. Сегодня на сцене происходит много интересного, и победа в конкурсе в данном случае – не главное. Общаясь с коллегами, участники обсуждают проблемные вопросы, демонстрируя свой опыт, показывают успешные практики, которые могут тиражироваться в других образовательных организациях. Это значимый и полезный опыт как для профессионального роста конкурсантов, так и для всей системы воспитания города.
Виктория Викторовна также напомнила: в 2023 году, объявленном президентом РФ Владимиром Путиным Годом педагога и наставника, конкурс обретает особое значение.
Прежде чем выйти на сцену с мастер-классом «Патриотизм начинается с…», учитель иностранного языка, классный руководитель шестого класса и советник директора по воспитательной работе школы № 40 Райгуль Калкаманова даёт краткое интервью представителям печатных СМИ и тележурналистам.
По словам Райгуль Калкамановой, на конкурсном мастер-классе она показала лишь несколько приёмов, которые формируют чувство патриотизма у её воспитанников. Фестивали, диспуты, акции… В школе № 40 есть центр детских инициатив для юных лидеров.
– Дети – это такой «двигатель прогресса», который всегда даёт вдохновение идти вперёд вместе с ними и, наверное, даже быть на шаг впереди. А когда у них что-то не получается, я стараюсь вести их за собой. Сегодня мы преодолеваем определённый пробел в процессе воспитания в школе. Дети нуждаются в общении, в примере, им очень важно показать лучшие стороны жизни, чтобы воспитать полноценными гражданами. Сегодня у ребят очень много возможностей проявить себя. Также большую роль в воспитании играет семья, поэтому часто я приглашаю на мастер-классы и мероприятия социально-психологического все-обуча родителей школьников.
И вот начинается мастер-класс. Его изюминка – информационный проект по разработке туристических маршрутов по России. Как рассказывает Райгуль Мухаметгалеевна, после школьных каникул она интересуется у своих учеников, где они побывали вместе с родителями. Не многие путешествуют по родной стране, а между тем, здесь столько интересного!
Эффектный приём, сразу же приковавший внимание слушателей: у Райгуль Калкамановой в руках тёмно-красная тюбетейка и белый платок. Комбинируя их разными способами, она наглядно продемонстрировала особенности национального костюма армян, тувинцев, нагайбаков. А благодаря информационным технологиям, при помощи фокус-группы, Райгуль Мухаметгалеевна организовала виртуальное помещение Тувы и Бурятии с осмотром достопримечательностей и экскурса в историю национальной кухни.
Райгуль Калкаманова делает акцент на том, что слова Родина, род, родня народ, природа – однокоренные. А чтобы любить свою страну, надо знать её. Педагог и учащиеся магнитогорской 40-й школы организовали совместные проекты с учителями и ребятами из Брянской области, Омска, Ставропольского края. Проводили телемосты и с Бранденбургом, городом – побратимом Магнитки.
Важное направление работы – школьный военно-патриотический клуб «Братишка», который побуждает подростков приобщаться к движению «Юнармия», поступать в военные училища.
Райгуль Калкаманову сменяет на сцене учитель информатики школы № 50 Степан Каримов. «Экологическая этика» – звучит строго и несколько официозно, но как увлекательно он раскрыл это направление своей работы с шестиклассниками! «Проснулся утром – убери свою планету», – говорил Маленький Принц. Ученики Степана Камильевича собирают макулатуру и отработанные батарейки, сортируют мусор. Педагог делится интересным случаем: его ученики настолько стараются вовлечь в экологические акции родителей и всё своё окружение, что «волна» дошла и до Санкт-Петербурга. Казалось бы, зачем нужны пластиковые крышечки? Теперь их собирают не только из экологических соображений. Степан Камильевич разработал впечатляющую систему поощрений. Жёлтую можно получить за кормушку для пернатых, зелёную – за сбор макулатуры, а если собрать максимально полный комплект разноцветных крышечек, то его можно обменять на высшую награду – фиолетовую крышечку.
Деньги, собранные шестиклассниками Степана Каримова за сбор макулатуры, осенью они отправили пострадавшим от войны жителям Донбасса, а весной планируют купить саженцы и посадить их у родной школы, благо ребята регулярно проводят там субботники, поддерживая чистоту. И есть уверенность, что за деревьями они будут ухаживать и беречь их.
После каждого выступления конкурсанты отвечают на острые и подчас неудобные вопросы коллег и членов жюри.
Степан Каримов справляется с этим блестяще. Зачем будут нужны цветные крышечки через год? Дети растут, и система поощрений пригодится в турпоходах. Ведь классный руководитель должен зарабатывать авторитет ребят тем, в чём он силён, а Каримов увлекается туризмом уже лет пятнадцать. Где сдать макулатуру в Магнитогорске? Он и на этот вопрос даёт исчерпывающий ответ. Так, недавно открылся пункт приёма рядом с ТЦ «Тройка». А что же сделал он сам для того, чтобы показать детям положительный пример? Больше года назад бросил курить, чтобы не заразить вредной привычкой своих учеников. После этой реплики в зале раздались аплодисменты.
Одним из лейтмотивов мастер-классов в номинации «Воспитать человека» стала тема эмоционального интеллекта, которую исследуют два конкурсанта из пяти, обе – классные руководители. Так, учитель истории и обществознания школы № 32 Екатерина Конева призывает к применению приёмов дизайн-мышления, которое помогает найти выход из проблемных ситуаций. Иногда это способ разработки нетривиальных идей, таких, как онлайн-проект по изучению архитектуры Магнитогорска, который создали и развивают ученики Екатерины Аркадьевны. О многом говорят уже сами названия видео-подкастов: «Левый берег – красота и эстетика, о которых ты не знал», «От барачного городка до немецкого квартала и сталинского ампира», «Хрущёвки и брежневки – путь к роскоши в городе металлургов».
К развитию эмоционального интеллекта у своих первоклашек стремится учитель начальных классов Магнитогорского академического лицея Надежда Максимова. Игровые приёмы учат детей управлять своими эмоциями и строить отношения с окружающими.
Классный руководитель девятого класса, советник директора по воспитанию школы № 59 имени И. Х. Ромазана Ксения Репьёва подняла проблему подросткового буллинга – травли. Почему со времён фильма «Чучело» (12+) Ролана Быкова, отрывок из которого она показала, ничего не меняется? Важно не опускать руки. Буллинг возможен там, где есть попустительство взрослых. Со своими учениками Ксения Александровна обсуждала причины травли в фильме, мотивы поступков героев. Видео ответов ребят не оставило равнодушными ни педагогов, собравшихся в актовом зале лицея, ни жюри. Острая тема вызвала живую реакцию.
Кто же из ярких, креативных, высокопрофессиональных участников станет лучшим на городском уровне?
Имена пока не озвучиваются. Интрига остаётся до весны. Но, вернёмся к словам Виктории Засовой, победа – не самоцель. Важно проявить себя и узнать что-то новое. Задуматься о том, как в жёстком современном мире воспитать настоящего человека.
Елена ЛещинскаяПоследние новости
Круглый стол по противодействию экстремизму в молодежной среде
Обсуждение важной темы в Копейске
Посещение Копейска: Глава города оценила работы в Вахрушево
Глава Копейска провела инспекцию текущих проектных работ в поселке.
Празднование Дня матери в детской библиотеке № 8
Маленькие читатели создают подарки для своих мам.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией