В школу вернут трудовое воспитание?
«Разговоры о важном», гимн с поднятием флага, учебные занятия по единой программе, начальная военная подготовка… На очереди законопроект о трудовом воспитании.
По инициативе председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслава Володина профильный комитет разрабатывает поправки в закон «Об образовании», которые закрепят в нем понятие трудового воспитания. Документ планируют внести на рассмотрение депутатов в весеннюю сессию.
Законопроект о «трудовом воспитании» появился в 2017 году, но канул в лету – не все были с ним согласны. Жизнь школьников меняется так же стремительно, как и жизнь в России.
Недавно в школьную программу ввели «Разговоры о важном», каждая учебная неделя начинается с гимна и поднятия флага. Со следующего учебного года преподавать знания будут по единым программе и учебникам по основным предметам. На очереди – изменения в трудовом воспитании.
– Для того, чтобы ребенок помыл доску, надо получить разрешение родителей. Чтобы он принимал участие в уборке класса, надо получить разрешение родителей, – отметил Вячеслав Володин. – Но у нас те же родители просят, чтобы трудовое воспитание было неотъемлемой частью школьной программы.
Сегодня привлекать школьников «к труду, не предусмотренному образовательной программой», без согласия родителей запрещается. К тому же требуется и письменное согласие родителей на дежурство по классу, школе и в столовой, уборку кабинетов, участие в субботниках и благоустройстве пришкольной территории.
В апреле 2022 года Вячеслав Володин провел опрос среди подписчиков в своем телеграме. Тогда 92% опрошенных поддержали идею привлечения детей к общественно-полезному труду. Как видите, подавляющее большинство за то, чтобы у ребенка развивались трудовые навыки и формировалось правильное отношение к труду.
Комитет ГД по просвещению и профильные ведомства решили, что труд детям нужен, и взялись за разработку законопроекта. А то доходит до абсурда – родители имеют право пожаловаться в прокуратуру, если учитель просит ребенка стереть с доски.
– Хорошая инициатива! Наше поколение, выросшее в эпоху Советского Союза, всеми руками – за! С дежурствами по классу и школе нам прививали уважение к труду. Когда сам моешь кабинет, задумаешься – стоит ли мусорить или рисовать на парте – ведь потом самому придется отдраивать – делится впечатлениями папа родом из СССР. – За каждым классом был закреплен участок школьной территории – соревновались, у кого чище и уютнее. С радостью вспоминаю, как выпрашивали у соседей старые подшивки на сбор макулатуры. Выискивали всякие железки на сбор металлолома, тащили, где можно и где нельзя. Один раз из ЖЭКа «укатили» десяток титанов (валялись около дома), пришлось возвращать. А выезд на уборку урожая! Устанешь, угваздаешься и – греться к костру, а там уже горячий чай в котелке и печеная картошка.
Многие недоумевают – в чем проблема? У нас и сейчас дети дежурят по классу, в конце четверти моют парты. Но есть родители, которые не согласны с этим. Мол, дети приходят в школу получать знания, а не убирать кабинет. И сегодняшний закон «Об образовании», который воспитательной функции школы не предполагает (в том числе трудовой воспитательной), на их стороне. И если шитье фартука или изготовление подставки под телефон (табуретки уже давно никто не делает) можно ввести в рамки обучения, то привлечение учеников к уборке класса и школы – точно нет. Даже предмет, который раньше назывался трудовое обучение, сейчас именуют «технология». Вместо мастерских – кабинеты, в которых девчонок виртуально учат варить борщ, а мальчиков – как правильно держать молоток и забивать гвозди.
С тем, что изменения в сфере трудового обучения и воспитания назрели, согласны многие, вопрос – до какой степени? Есть те, кто предлагает просто изменить формулировку – письменный запрет родителей на трудовое воспитание в школах поменять на разрешение. Есть сторонники и более кардинальных изменений – вернуть в школу все, что касалось не только трудового воспитания, но и трудового обучения, вплоть до общественно-полезного и производительного труда, и практики в учебных мастерских и на предприятиях.
В профильном комитете Государственной Думы утверждают, что изменения как минимум коснутся трудового блока, включающего дежурства по классу и школе и уборку пришкольных территорий. Также рассматривается корректировка уроков «технологии».
Министерство просвещения идею трудового воспитания поддерживает, но без особого энтузиазма, ведь ему придется воплощать все изменения в жизнь.
Учителя тоже к инициативе депутатов относятся без воодушевления, предполагая, что на их плечи свалится еще одна нагрузка.
Нет единого мнения и у родителей. Большинству все равно, их дети и сейчас помогают школе как могут. Кто против, аргументируют тем, что школьная программа и так перегружена.
Так, может, оставить все, как есть? Те из родителей, кто считает, что дежурство по классу и школе и уборка территории – на пользу их детям и школе, дают свое согласие. Те, кто считает, что это «эксплуатация детского труда» и лишняя нагрузка на и без того загруженных детей – не разрешают.
Обязаловка может только усугубить проблему. Сейчас на «несогласных» просто не обращают внимания, а с принятием закона придется заставлять их дежурить по классу, вытирать доску, принимать участие в уборке территории. А что делать, если они воспротивятся?
Поделитесь своим мнением о трудовом воспитании. Ждем откликов по телефону 83514452368.
Автор и фото: Андрей Мизеров
Последние новости
Круглый стол по противодействию экстремизму в молодежной среде
Обсуждение важной темы в Копейске
Посещение Копейска: Глава города оценила работы в Вахрушево
Глава Копейска провела инспекцию текущих проектных работ в поселке.
Празднование Дня матери в детской библиотеке № 8
Маленькие читатели создают подарки для своих мам.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку