Опять в школу
Родителям тоже нужно готовиться к началу учебного года. Многие мамы и папы не очень адекватно относятся к урокам и оценкам, поведению детей и преподавателей.
Родителям тоже нужно готовиться к началу учебного года.
Многие мамы и папы не очень адекватно относятся к урокам и оценкам, поведению детей и преподавателей. Некоторые врываются в класс и ведут себя агрессивно, услышав через смарт-часы, как учитель повысил голос.
Не каторга!Специалисты центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ульяна Зинова и Ольга Белоногова на очередном вебинаре в социальных сетях заявили, что важна не только подготовка детей к школе, но и настрой родителей. Именно взрослым в первую очередь нужно готовиться к школе.
- Часто мамы переживают больше учащихся, - отметила Ольга Белоногова. - Кажется, что в первый класс идут именно они. Эмоций при этом масса и не всегда положительных. Чаще всего родители испытывают тревогу. Сможет ли ребёнок адаптироваться, подружиться? А вдруг педагог не будет уделять ему достаточно внимания? Прогнозы строятся самые мрачные. Причём в присутствии малыша, который, конечно же, тоже начинает переживать и бояться. А потом он идёт в школу, и родители вздыхают о том, что для него началась "каторга" и обсуждают учителей, находя негативные моменты.
Между тем период адаптации у первоклашек может длиться полгода и больше. Нужен некоторый период для вхождения в норму и после длинных летних каникул. Ведь школа - это система требований, обязанности. Психологи рекомендуют не нагнетать напряжение, иначе можно переборщить. Сначала ребёнок будет беспокоиться, а потом станет безразличным. А ведь ему учиться ещё 9, а то и 11 лет.
- Новый учебный год - это праздник, - заверила Ольга Михайловна. - И задача родителей подумать, что они могут сделать для хорошего настроения - собственного и ребёнка. Как себя вести, чтобы он хотел учиться, ходил в школу с радостью, чтобы не пропадало желание познавать, открывать новое. Многие скажут: "А для чего тогда педагог?" Учителя, родители и дети - это одна команда. Если все будут друг другу помогать, всё будет хорошо.
- В первую очередь ребёнок ждёт от взрослых поддержки, - сообщила Ульяна Александровна. - Не передавайте ему собственные негативные стереотипы. Встречайте из школы, спрашивая не об оценках, а что было интересного, запомнилось. Понятно, что все переживают, нервничают, это нормально. Эмоции родителей, дети которых идут в первый и 11 классы, схожи. Ведь эти классы предопределяют будущее. Сначала старт в школьную жизнь, потом - во взрослую. Мне, кстати, повезло - мои дети как раз идут в 1 и 11 класс. Это некоторый экстрим.
Нормальное волшебство- Состояние родителей передаётся ребёнку, - рассказала Ольга Белоногова. - И речь не только о спокойствии и уверенности в себе. Необходимо ещё верить в детей, независимо от того, в какой класс они идут. Освободите пространство для новых мыслей. Вместе с ребёнком ожидайте нового, положительного. Поднимайте уровень мотивации - хотя бы внешними проявлениями праздника. Тогда и внутреннее состояние начинает улучшаться. Задумайтесь, для чего человек идёт в школу. Какие у вас были чувства, когда вы шли первый раз в первый класс? У меня вот негативные воспоминания о детском садике и приятные - о школе. Ребёнок не всегда знает, как познакомиться, заявить о себе, найти друзей. Поиграйте с ним в школу, помогите отработать полезные навыки. Можно через сказку. Проанализируйте вместе поступки главного героя. Как и почему он добился цели? Для детей волшебство - это нормально. Они любят фантазировать и через сказку учатся будущей взрослой жизни.
- Можно написать свои чувства по отношению к учёбе, - рекомендовала Ульяна Зинова. - Или найти фотографии, открыть альбом и рассказать ребёнку, как было здорово и как вы волновались. Для меня школа была вторым домом, потому что мама - учитель. Я всех там знала, частенько сидела на задней парте. Это было самое любимое время. Видимо, поэтому и связала профессию с педагогикой. Тем не менее, когда пришла пора идти в школу в новом статусе - ученицы - всю ночь не могла уснуть. Дети, конечно, волнуются. Если ещё и мы будем показывать, как переживаем, то не сможем их поддержать. Ребёнок должен знать, что он всегда может обратиться к нам за помощью, что бы ни случилось. У нас ведь есть опыт. Мы все закончили школу. К тому же, вид уверенного родителя успокаивает ребёнка. Он тоже становится более уверенным в себе, знает, что со всем справится. И видит, что школа - классный этап жизни.
Культура общенияПсихологи также обратили внимание на привычку родителей жаловаться. Мамы пишут письма сразу в министерства различных уровней, публикуют гневные посты в социальных сетях, но почему-то не догадываются, что первым делом нужно обратиться к классному руководителю.
- Часто ходим на заседания комиссий, где обсуждают проблемы, которые на самом деле можно было решить в узком кругу, - отметила Ульяна Александровна. - Момент общения родителей с педагогами очень важен. Если показалось, что ребёнка обижают, не ценят, происходят другие неприятные вещи - обсудите это с классным руководителем, завучем, директором. Не бойтесь общаться. Простите педагогов, если они иногда повышают голос. Они ведь тоже люди, бывают срывы, а иногда необходимо сказать что-то чуть громче. Родители часто предлагают детям нажать на кнопочку смарт-часов или телефона, записать, если их обижают или учитель кричит. После этого бывают случаи, что родители врываются на урок, а учитель не понимает, что произошло. Потом оказывается, что кричали не на вашего сына да и ситуация была сложнее, чем показалось. Уважайте себя, детей, педагогов. Пытайтесь найти общий язык.
- Случается, что у ребёнка есть какие-то особенности, - констатировала Ольга Михайловна. - Лучше сообщить о них педагогу. Например, некоторым детям сложно долго сидеть. Почему бы не предупредить учителя, что сын имеет привычку периодически вставать и может сделать это во время урока. На первых порах это простительно. Педагог будет учитывать особенности. Дети нередко опасаются, что в школе будут конфликтные ситуации. Родители обещают, что ничего такого не произойдёт, но это неправда и неправильно. К тому же, конфликт - нормальное явление. Он учит, как конструктивно выходить из сложного положения. Попробуйте вместе с ребенком разобрать ситуацию, найти варианты решения вопроса.
- Сейчас модно создавать группы класса в месенджерах и социальных сетях, - сказала Ульяна Зинова. - Это даёт возможность быстро решать вопросы, но зачастую родителям не хватает культуры общения. Лучше придерживаться определённых правил. Например, групп должно быть две - без классного руководителя и с ним. Проблему одного ребёнка не надо выносить на общее обсуждение, это категорически запрещено. Больше деликатности. И достижениями тоже не стоит хвалиться, мол, мой пятёрку получил, а ваши - двоечники. Не забывайте, что общий чат - не место для психотерапии и выяснения отношений, перехода на личности. Не надо писать длинных писем, устраивать свары. Если можете промолчать, ничего не пишите, а то ведь бывает по сто входящих, которые можно было и не читать, это просто болтовня. Используйте группы для развития отношений и получения информации.
Право на ошибкуУ родителей регулярно возникает вопрос, стоит ли помогать делать домашнее задание. Психологи говорят, что ответить однозначно нельзя, ведь многие современные программы рассчитаны на участие взрослых. К тому же, в первых-вторых классах у детей ещё не сформированы нужные привычки. Да и контролировать процесс в любом случае надо. Многие дети, к примеру, играют, сидя за столом. Выполнение "домашки" в этом случае может длиться часами. Детей надо научить не отвлекаться. Сели, сделали - и свободны.
- Не нужно делать домашнее задание за ребёнка, - уверена Ольга Белоногова. - Ведь это часть учебного процесса, без которого сложно закрепить материал, полученный на уроке. Вдобавок можно воспитать инфантильное существо, которое быстро привыкнет к тому, что за него всё сделают. Конечно, с некоторыми трудностями ребёнок справиться не может. В первом классе нужно сопровождать его, помогать хотя бы полгода. Потом часть заданий потихоньку отдавать на самостоятельное выполнение. Вам останется только проверить и похвалить за то, что справился сам. Не забудьте - похвалить, а не строго указать на ошибки или порвать в раздражении тетрадь. Некоторые дети не делают домашнего задания, если родителей нет дома. Они боятся допустить ошибку. Ведь мама придёт и скажет: "Опять ты сделал всё не так!" Это нехорошая ситуация. Надо давать право на ошибку. В этом нет ничего страшного. Помогите понять, что неправильно, разберитесь вместе, и дальше он справится сам. В 3-4 классе дети должны делать самостоятельно большую часть заданий, а в среднем и старшем звене - желательно все. Причём контроль должен быть только косвенный. Не забывайте подчёркивать, что ребёнок уже взрослый.
Зло повторения- По оценкам будет видно, как ребёнок делает домашние задания, - пояснила Ульяна Зинова. - Если получил два, выясняем, почему. Не понял или не сделал уроки? Если не понял, надо помочь. Садимся вместе или обращаемся к репетитору, ищем информацию в Интернете. В некоторых школах учителя бесплатно проводят дополнительные уроки по своим предметам. Если забыл или не захотел, то надо сделать - даже если это не повлияет на оценку. Зато такой процесс воспитывает дисциплину. Родители - люди, которые контролируют время, логистику. Ведь у детей и школа, и секции. Нужно распределить, когда и куда ехать, чем заниматься в первую очередь, а что второстепенно или вообще не имеет значения. Делать уроки до 12 ночи или вставать ради этого в шесть утра - неправильно. Ребёнок будет досыпать в школе, напряжение усилится, а успеваемость будет падать. И не надо заставлять писать задания по русскому языку на черновике, а потом переписывать в тетрадь. Это допустимо разве что на математике. Не перегружайте лишний раз.
- У меня в практике был случай, когда мама весь вечер заставляла дочь писать буквы, - рассказала Ольга Белоногова. - Добивалась более красивого и правильного результата. "И, как? - спрашиваю. - Лучше она стала писать?" "Хуже", - отвечает. И это вполне объяснимо. В начальной школе ещё нет навыка письма, дети зачастую неправильно держат руку, да и просто устают. Они физически не могут показать лучший результат. А мама вся на негативных эмоциях, ругалась, хотела, чтобы с 25-го раза вышло хорошо. Никогда не заставляйте, особенно в первом классе, несколько раз переписывать одни и те же строчки, буквы, палочки, цифры. Вы не получите лучшего результата, только снизите мотивацию, вызовете протестные реакции и заблокируете желание учиться.
Текст: Татьяна Бородина
Последние новости
Круглый стол по противодействию экстремизму в молодежной среде
Обсуждение важной темы в Копейске
Посещение Копейска: Глава города оценила работы в Вахрушево
Глава Копейска провела инспекцию текущих проектных работ в поселке.
Празднование Дня матери в детской библиотеке № 8
Маленькие читатели создают подарки для своих мам.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований