Путешествие в поисках смысла
«Не надо носиться с идеями на сцене. Надо, чтобы зритель уходил с ними из театра...» Примерно так говорил в своё время Владимир Маяковский.
«Не надо носиться с идеями на сцене. Надо, чтобы зритель уходил с ними из театра...»
Примерно так говорил в своё время Владимир Маяковский. Это утверждение справедливо и сегодня, в эпоху уже даже не пост-, а метамодерна, когда никто не предлагает зрителям готовых ответов и однозначно сформулированных концепций и идей. Когда современные художники собирают из цитат и культурных кодов, накопленных за предыдущие столетия, свои миры и нередко иронизируют по поводу своих же творений. Когда зрители уже не всегда просто наблюдатели, но должны сами извлекать смыслы из калейдоскопа образов, слов и сюжетов...
Примерно такие разговоры скрасили наш восьмичасовой путь на фестиваль «Ирбитские подмостки» . И не только разговоры. В автобусе занимались кто чем: слушали музыку на разбитом телефоне, играли в карты в «Дурака» и Uno, читали Бальзака и современные пьесы о подростках, ели мороженое в придорожном кафе... И много говорили. О смысле и его поисках. О том, должен ли художник закладывать в произведение определённое послание или концепцию или это не его задача. Об эссе Ролана Барта «Смерть автора», которое скоро будем обсуждать на ридинг-группе в Молодёжном...
Иногда, устав от дискуссий и слов, молча смотрели в окно, где было очень красиво. Зелень всех оттенков, бесконечное летнее небо и йогуртовые (даже если такого слова нет, его нужно было бы выдумать) облака. 400 километров, разделяющие Челябинск и Ирбит, стоит преодолеть хотя бы раз в жизни, чтобы оказаться в месте, где время, кажется, застыло и пространство почти не меняется. Но в этом тихом и немного грустном постоянстве – хорошо, спокойно и интересно. Можно созерцать провинциальную прелесть и старину улиц, заглядывать в распахнутые подъезды с деревянными лестницами, пропадать в удивительных музеях. А сколько здесь кошек! И все гуляют, как им и положено, сами по себе, дремлют на карнизах или невозмутимо подглядывают за тобой из окон, заставленных орхидеями (хотя в прошлом году в моде в Ирбите была герань).
Театральный автобус развёз участников поездки в гостиницу, общежитие, по квартирам. На фестиваль Молодёжный поехал большой компанией – 33 человека: 21 артист, остальные – сотрудники цехов и административной части. После приезда и ужина – ночная монтировка, установка света, декораций. Знакомство со сценой продолжилось в 6:30 утра. Для многих ночь была бессонной. Как ни крути – волнение перед выступлением. Да и ночной Ирбит не дремлет. Даже в ночь с понедельника на вторник...
Утром – репетиция отдельных сцен и прогон. В зале – прекрасная акустика, 400 мягких кресел, балкон. А вот сцена оказалась «не по росту» – глубокая, но узкая. В тесноте все нервничают, режиссёр Дмитрий Писарев на ходу пытается скорректировать переходы актёров и перестановки на сцене. Вдруг выясняется, что придётся по-другому распределять артистов, исполняющих главные роли. Конька-Горбунка и Ивана будут играть Денис Саратников и Артём Прокудин , а не Дмитрий Хозин и Александр Зайцев . Условия почти экстремальные...
До начала – всё меньше времени. Артисты заряжены, красный занавес пока надёжно скрывает космос русского мира, который скоро оживёт перед зрителями. Зал полный. Море детей, взрослые. Шумно и весело. На балконе тоже почти нет свободных кресел. С трудом нахожу место сбоку. Рядом – две очаровательные барышни: блондинка в стильных серебристых очках и брюнетка с надписью «Amoure» на розовой футболке. Спрашиваю: «Часто ходите в театр?» Брюнетка: «Каждую неделю». Блондинка: «А мы с мамой... два... нет, три раза в неделю ходим, да. Мне нравится».
В ходе светской беседы выясняется, что Полина с Ирой только выпустились из детского сада и готовятся в школе. Узнав, что спектакль музыкальный, обрадовались. Полина – просто так, Ира – потому что «тоже занимается пением и недавно победила на вокальном конкурсе». Мы не успеваем договорить, так как в зале гаснет свет и «зачинается рассказ от Ивановых проказ». Почти полтора часа чистой театральной радости. Зрители реагируют на протяжении всего спектакля: смеются там, где иногда и не ждёшь от детей смеха, вместе с царским спальником отсчитывают «два... пять шапок серебра», пытаются поймать звёзды и планеты, которые летают над залом, затихают, когда появляются сияющие Жар-Птицы. И, наконец, радостно встречают Конька-Горбунка, который стремительно передвигается по сцене, как будто неподвластный законам тяготения.
Горбунок в исполнении Дениса Саратникова в этот раз получился с озорной бесовщинкой в глазах. От его энергичных передвижений сцена уже не кажется тесной. Чудо-существо, которое волшебным способом решит все проблемы и ничего не потребует взамен. К слову, у актёра Александра Зайцева Конёк-Горбунок, ясное дело, по-своему интересный – настоящий друг и помощник. Наверное, про таких говорят «свой в доску». В общем, смотреть спектакль стоит с разными составами – они одинаково сильные, но разные по характеру, настроению и энергии.
Из размышлений меня вырывают моя недавние знакомые. На сцене в это время – музыкальный фрагмент на ярмарке. «А почему они играют на вениках?», – спрашивают девочки. Пока подбираю слова, чтобы объяснить, что это такая «гитара», подходит воспитательница и уводит их на другое места. После спектакля нахожу юных зрительниц в толпе, мы немного обсуждаем и веники-инструменты, и подарки спасённых японцев. Настроение у всех приподнятое, всё, говорят, понравилось. А мы идём на обсуждение – узнать, понравилось ли жюри.
Экспертное мнение высказали театральный критик Елена Ильина , актёр, режиссёр, доцент кафедры мастерства актёра Екатеринбургского государственного театрального института Александр Фукалов , доктор философских наук Галина Брандт (все из Екатеринбурга) и театровед из Перми Елена Малинина . Жюри оценили «молодую энергию», драйв, впечатляющий суперзанавес, расписанный в стиле советского палеха, яркие и продуманные костюмы. Любопытными и оправданными показались некоторым из жюри вставки прозаического текста, обращение к советским мифам и цитаты, которые у взрослых вызывают радость узнавания. А вот будут ли эти шутки в той же степени понятны и интересны детям, критики засомневались, добавив про необходимость чувства меры.
– Если хотя бы у одного ребёнка возникнет вопрос, кто такая Алиса Селезнёва, и он задаст его родителю, если хотя бы один родитель сможет рассказать об этом своему ребёнку и появится повод для разговора, повод для культурного обмена, наша задача будет выполнена, – ответил на замечания критиков режиссёр Дмитрий Писарев .
– Это прекрасная цель, – откликается на это Александр Фукалов . – Но о чём этот спектакль? О мечте? Тогда я хочу это увидеть. Мне кажется, за вашими находками, хорошими, интересно исполненными, теряется смысл. Нет серьёза в этой истории.
В этот момент ловлю себя на мысли: а ведь наши автобусные разговоры о смысле и о том, должен ли художник чётко формулировать свою идею, закольцевались этим обсуждением. Но вот что интересно: кому-то в спектакле не хватает смысла, а кто-то уходит из зала в восторге. Кому-то нравится, кому-то нет. В какой степени режиссёр, думающий о зрителях, рискует оказаться непонятым? В огромной! Можно ли сделать спектакль, который одинаково воспримут все в зрительном зале? Однозначно нет. Вопросов больше, чем ответов. Но однозначно, что подобные фестивали помогают осознать эти и другие важные моменты.
По словам артистов Молодёжного, они сказку «Конёк-Горбунок» очень любят. Играть её весело, по-настоящему приятно и действительно драйвово. И даже тесная сцена – не помеха. А если актёры искренне получают радость от работы, то и зрители уходят из театра в приподнятом настроении. С вопросами или без, с ответами или без них – но с радостью! В этом и смысл.
«Ирбитские подмостки» закончились. Недолгие часы до закрытия фестиваля (мы играли в последний день) все провели за разными делами – в музее гравюры, под тёплым июньским солнцем на живописных улицах Ирбита, в поисках кофе или в попытках хоть немного выспаться до вечерних посиделок. На церемонии закрытия гостей встречал сначала огромный ирбитский йогурт, напоминая, что в Ирбите не только любят театр, но и делают вкусные молочные продукты, а уже в зале зрителям представили новый символ фестиваля – театрального домовёнка с щитом-маской и шпагой-иглой. Будет теперь защищать этот остров искренней любви и уважения к театру, которая есть и у работников Ирбитской драмы, и у организаторов фестиваля, и у жителей города.
Как распределились награды, мы уже рассказывали. Что касается нашего «Конька-Горбунка» , то восхищения жюри сценографией и костюмами подкрепились дипломом лауреата, который присудили художникам Антону Сластникову и Елене Хохлович , а актёру Денису Саратникову вручили спецприз «За яркое современное воплощение героев классического произведения».
Фестиваль состоялся, и его организаторы начинают готовиться к юбилейным «Ирбитским подмосткам». Только сначала они проведут межрегиональную «Ирбитскую ярмарку» и представят проект «Ландшафтный театр» – фестиваль площадного спектакля. Все эти уникальные для культурной жизни города и региона события состоятся традиционно в августе. Будут театральные и музыкальные представления в историческом «Сиреневом сквере», спектакли под открытым небом от театров, приехавших со всего Большого Урала, и ярмарочные гуляния в режиме нон-стоп. Чем не повод преодолеть 400 километров и всё-таки посетить Ирбит?
Екатерина Сырцева
Фото: Екатерина Филимонова
Последние новости

К вершинам мастерства
Сменили классные кабинеты на сцену. В детской школе искусств № 1 состоялся традиционный конкурс для педагогов "К вершинам мастерства".
В магнитогорской библиотеке завивали мозги с помощью литературы
В Библиотеке мира (библиотеке-филиале № 2 «Объединения городских библиотек» г.
Важная работа
Об основных показателях состояния сферы субъектов малого и среднего предпринимательства за 2024 год сегодня на малом аппаратном совещании доложила начальник управления экономики и инвестиций Мария Матлюк.
Диалог с молодым поколением металлургов
Директор по персоналу Магнитогорского металлургического комбината Олег Парфилов встретился с представителями Союза молодых металлургов.