Первый фестиваль-лаборатория иммерсивного театра PULSE позади
Спектакли играли на промзоне, в баре, на улице, в общежитии и на колесе обозрения.
Спектакли играли на промзоне, в баре, на улице, в общежитии и на колесе обозрения. Декорациями становились многоэтажки, груды мусора, городские пейзажи, заводские станки. Артистов порой было не отличить от зрителей, а наблюдатели вдруг оказывались на «авансцене». Где кончается жизнь и начинается театр? Где реальность переходит в вымысел, а сказка становится подлинной историей? Челябинск впервые пережил опыт иммерсивности.
Феномен иммерсивности – максимальное погружение зрителя в сюжет постановки, где он становится участником происходящего и именно от него зависит, что будет происходить дальше. В Челябинске такой формат опробовали впервые, поэтому многие зрители, даже чувствуя сигнал к действию, медлили, боясь испортить авторский замысел.
Так, в эскизе спектакля Александра Черепанова «Plastic arts» гора мусора и актриса, медленно расставляющая контейнеры для сортировки, как бы призывали: давайте разберём мусор вместе. Сначала вышла одна зрительница на помощь артистке, а следом за ней почти все присутствующие бросились разбирать пластик. Одни из участниц призналась: «Уже с первых минут мне хотелось начать убирать, я понимала, что всё ведёт к этому, но беспокоилась, что выйду слишком рано и испорчу задумку режиссёра». Актриса Екатерина Писарева, принимавшая участие в эскизе, напротив, отметила, что зрители оказались чуткими: «Я удивилась, что они так быстро среагировали. Морально я была готова к тому, что половину кучи разберу сама. Меня порадовало, что зрители уловили мой сигнал к действию. Иммерсивность в том и заключается, что зритель не может помешать спектаклю, напротив, здесь актёры следуют за зрителями».
Со стороны же казалось, будто всё это спланировано и часть гостей «подготовлены». На вопрос сотрудников театра, адресованный режиссёру: «Саша, как люди поняли, что надо разбирать мусор?», он ответил спокойно: «Они же слушали лекции про иммерсивный спектакль».
Московский режиссёр Вика Привалова, показавшая на фестивале документальный спектакль о первой любви «Совместные переживания», рассказала, что в её опыте не было такого, чтобы люди не реагировали на сигналы режиссёра.
«В спектакле нет сцены, нет главных героев, есть несколько артистов, но они заходят вместе со зрителями в толпе, поэтому их не отличишь от гостей. Зажигается фонарь как сигнал, что зрители могут поделиться своими историями о первой любви. Иногда первый сигнал пропускают – не заметили, отвлеклись, постеснялись. Но уже на второй начинают рассказывать».
«Спектакль очень понравился! И опыт проживания иммерсивного спектакля тоже! Интересно, что планировал делать режиссёр, если бы в зале оказались не совсем адекватные зрители, которых бы захлестнули болезненные воспоминания о
первой любви (они ведь не всегда светлыми могут быть)», – поделилась зрительница Лариса Матвеева.
Театральный критик, эксперт «Золотой Маски» Татьяна Джурова сравнивает иммерсивный спектакль с компьютерной игрой, где человек может пойти любым путём, выбрать любого героя и одновременно с этим становится сам героем, и вот уже он формирует реальность, испробует её и привлекает к себе внимание. В своих заметках она отметила, что Молодёжному театру удался эксперимент:
«Театр ладно всё сработал. Несмотря на вроде бы катастрофические предлагаемые обстоятельства: за три часа до променада «Искра» сварочный цех отказал фестивалю в своем помещении и всё пришлось срочно переносить в деревообрабатывающий. Но никто не растерялся – ни дирекция, ни актёры. Что ж, там прекрасно пахло стружкой, и “сопротивление материй”, которое считывалось в тексте актёров, обозначало фейковую природу документального мокьюментари о жизни рабочего класса».
Кстати, режиссёр эскиза «Искра» Егор Матвеев (Москва), комментируя фестиваль, не придал много значения экстремальным обстоятельствам, когда за три часа пришлось освоить совершенно новое пространство – новый цех. Егор даже успел вставить шутки на эту тему в эскиз. Зато он оценил работу артистов, сказав, что наибольшее впечатление оставила именно готовность челябинских актёров к новой форме существования: «Запомнилось то, как они настроились на волну и было комфортно творить вместе. На мой взгляд, фестиваль удался. Не стояло задачи сделать что-то гиперпровокативное, а, скорее, познакомить с другим театром, новым, разным – без драматургии, без прозы. Это было сделано мягко, и люди с теплотой восприняли происходящее и, мне кажется, готовы к новым экспериментам. Плюс здорово, что был сделан акцент на молодой театр – приехали молодые режиссёры, и благодаря этому получилось погружение в современную проблематику».
«Это была бомба! – не скрывает эмоций о фестивале главный режиссёр Молодёжного театра Иван Миневцев. – Это огромное событие для города, всё прошло удачно, и, надеюсь, для всех нас это было важным шагом в понимании современного театра и театральных процессов».
Напомним, фестиваль-лаборатория иммерсивного театра PULSE состоялся в Челябинске с 10 по 15 сентября. Его посетило 965 человек. Вполне возможно, что фестиваль станет традиционным для Молодёжного театра. Тем более, что в Челябинске ещё много локаций, которые можно обыграть.
Последние новости
Кадровые изменения в мэрии Челябинска
Два заместителя главы города подали в отставку.
Публичные слушания по объединению поселений в Карталах
Жители Карталинского района смогут высказать свое мнение по важному вопросу.
Публичные слушания по бюджету Карталинского района на 2025 год
Граждан приглашают участвовать в обсуждении бюджета на предстоящие годы.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией