Легенда в новых реалиях
В Магнитогорск вернулась "Арт-платформа" - легендарный музыкальный фестиваль.
В Магнитогорск вернулась "Арт-платформа" - легендарный музыкальный фестиваль.
В девяностые он гремел не только на всю Магнитку - на всю страну. Правда, масштабы тех безденежных времён были другие, но Леониду Голицыну, человеку, который инициировал "Арт-платформу" и вдохнул в неё жизнь, удалось почти невозможное - объединить вокруг себя музыкантов, и неважно, рокерами они были, попсовиками или классическими вокалистами. Они становились единой тусовкой, и каждый друг друга знал, уважал и помогал. На три дня в году Дворец культуры строителей - "Дэкаса", как называли его в те времена - превращался в один общий храм музыки и свободы. Отдельные номинации и дни выступлений для рока, поп-музыки, совместная работа всех музыкальных направлений в номинации "Арт-мастер", выявление лучших дебютантов - чего здесь только не было!
Без денег и хороших музыкальных инструментов, с фонограммой-минус, записанной буквально на коленке, музыканты Магнитки, её окрестностей, а также Екатеринбурга, Челябинска, Башкирии, а иной раз даже Питера и Москвы стремились высказаться перед единомышленниками. Дым коромыслом, зашкаливающие децибелы, устрашающего вида металлисты с татуировками и рокеры с длинным хайром. Громкие разговоры - но всё по-доброму, по-семейному.
И, какие бы песни ни звучали со сцены "Арт-платформы", в такт музыке публика трясла хайром, а приезжие завидовали Магнитогорску. Прежде всего в том, что у нас был Леонид Александрович Голицын, пригревающий бедных музыкантов во Дворце, которым он руководил. Одним давал бесплатно репетировать и записывать музыку. Тем, кому было особенно тяжело, давал работу: дворника, столяра или монтажника - неважно, лишь бы талантливая и искренне любящая музыку молодёжь не бросала дело всей жизни.
С лёгкой руки Голицына альбомы, весьма успешные даже с коммерческой точки зрения, выпускала группа "33" - кажется, в её названии была ещё какая-то прибавка к заветному числу, уже не вспомню. Зато музыку - истинно русский рок - забыть не могу, как и вокал лидера группы Евгения Кораблёва.
"Арт-платформа" стала трамплином для моей лучшей подруги - яркой рыжеволосой Татьяны Долгополовой, взявшей для участия в фестивале псевдоним Смит. Ох, как же она волновалась, представляя на сцене винегрет из негритянского спиричуэллса и русской народной "Калинушки"! Подавая заявку, она перепутала имя главного судьи "Арт-платформы" "ариэлевца" Валерия Ярушина, назвав того Владимиром и получила в ответ гневную отповедь! Но она победила и поверила в себя - настолько, что решилась участвовать в конкурсе, объявленном группой ДДТ - в те годы Юрий Шевчук, давая концерты по стране, предлагал в каждом городе первое отделение местным рокерам. Такой щедрый жест именитого музыканта - подарить ребятам минуту славы, а может, и дорогу в большой шоу-бизнес. Танюха моя конкурс не прошла, но - победила. Помню, как к маститым магнитогорским музыкантам, волнующимся, словно первоклассники, вышел Шевчук. И сразу спросил: кто Татьяна Смит?
- В нашем концерте принимать участие вы не будете, уж слишком разные у нас стили музыки. Но свой талант не имеете права зарывать. Вот мой телефон, собирайтесь в Питер, звоните.
Она приехала, позвонила - и её ждали. Сегодня Татьяна Долгополова известная в культурной столице певица, имеет собственный театр "Голос" и профессионально счастлива. Было бы возможно это счастье, не будь в её жизни Голицына? Она, как и многие другие музыканты Магнитки, которым Леонид Александрович подарил счастье быть услышанными, уверена: нет.
А потом его не стало - сердце Голицына не выдержало бешеного ритма жизни. "Арт-платформа" ещё немного пожила - последователи Леонида Александровича старались, чтобы фестиваль не канул в Лету вместе с ним. Но, по-честному, тогда рок-музыка мало кому была нужна, а у города имелось много других проблем. Рокеры постепенно меняли работу - шли на комбинат, в музыкальные школы, отстригали хайр и вместо косух надевали строгие костюмы или рабочие робы. Жизнь текла своим чередом, всё вроде бы забылось - лишь в дни, когда обычно проходила "Арт-платформа", сердца музыкантов ностальгически саднили.
Представьте, как счастливы были они, узнав, что "Платформа" возрождается - разумеется, став фестивалем имени Леонида Голицына! В прошлом году был пробный камень, оставшийся практически незамеченным. В этот, юбилейный для "Арт-платформы", год - ей исполняется 25 лет, да ещё в год 90-летия Магнитогорска устроители решили всё сделать по-взрослому, с большим размахом. И сделали - конечно, не все приняли новый формат, но обо всём по порядку.
Сначала фестиваль хотели провести в объединённый День города и металлурга на большой уличной сцене, но глава города, горячо поддержавший идею масштабного возрождения "Арт-платформы", решил не мешать солёное с пресным и подарил рокерам сразу два дня в Экопарке в сентябрьские выходные.
Боясь, что привычная и прекрасная в своей неправильности "Арт-платформа" обернётся в новых реалиях унылым мероприятием для аккуратных хипстеров с тоннелями в ушах, еду к Экопарку. Дорогу переходит парень в тяжёлых рокерских ботинках, косухе, с ярко-зелёным ирокезом - и улыбаюсь успокоенно. Народу немного - холод и противный дождь внесли свои коррективы, но "своя" публика собралась, для них ведущий - солист магнитогорской группы "Рэд хэд бэнд" Дима Бабаков проводит конкурсы, щедро раздавая призы - банданы и футболки с символикой "Арт-платформы".
Участники из Магнитогорска, Белорецка, Селезяна, Челябинска, Миасса, Уфы, Екатеринбурга, Тюмени, Ижевска, плюс хэдлайнеры - в том числе из Москвы.
Особенно ждут Игоря Талькова-младшего: сын "рупора перестройки", погибшего так рано, должен был участвовать в "Арт-платформе" ещё в прошлом году, но не случилось. И хорошо: юбилей фестиваля - прекрасный повод.
В соцсетях организаторов обвиняли в том, что пропала душа фестиваля - нет, мол, общности, свойственной "той самой" "Арт-платформе". Организаторы обижались, огрызались, говорили, как им сложно, и просили, уж если не помогать, не мешать. И те, и другие правы. Оргкомитет сделал действительно классный экшн: превосходная организация, в том числе пунктуальность до минуты, тщательно подобранный состав конкурсантов, исполняющих качественный рок, хороший призовой фонд, прекрасный свет, звук и сцена - всё было на высоте. Будем честны: такой уровень и не снился старой "Арт-платформе".
Но потому-то новый фестиваль "Арт-платформой" и не стал. Не хватило ему той неправильности, когда чёрт-те что по таймингу и порядку выступлений, зато весело и от души. А главное, сам формат опен-эйр - не объединяет, особенно рокеров. Звук расходится - жители соседних домов недовольны, а рокерам децибелов маловато. Много любопытствующих обывателей, гуляющих по Экопарку с колясками и зашедшими "на огонёк" - не оторвёшься при чужих в лихом танце, понятном только металлюгам. Потому старые рокеры вздыхали: клёво, но - не то.
Впрочем, молодые были довольны. И подумалось: а может, и хорошо, что годы диктуют новые подходы и формы? Да, была "Арт-платформа", но времена проходят, появились новые герои и - новые условия для них. Правда, по мне - название бы лучше поменять: уж слишком оно брендовое, связанное с конкретным человеком и только с его подходом - старым, душевным. И появилась бы у Магнитогорска новая визитная карточка - с новым именем.
И - да: Игорь Тальков-младший был прекрасен. Это совсем другой звук - да простят меня конкурсанты. Правда, компьютер постоянно заедал и, пока барабанщик ковырялся в "железе", Игорю приходилось наигрывать мелодии из репертуара отца. Первой была песня об ушедших поэтах - лиричная и очень грустная, последняя строчка в исполнении Талькова-старшего звучала: "Туда, куда ушёл, ушёл от нас внезапно поэт и композитор Виктор Цой". Хэдлайнер Магнитки имени не произнёс - явный намёк на отца, ушедшего так же внезапно и трагически.
Тальков-младший очень похож на отца - и внешне, и особенно голосом, что не могли не отметить потрясённые зрители, притихшие у сцены. "Арт-платформу" в Магнитогорске певец и композитор назвал большим благородным делом, поддерживающим настоящее искусство. А себя - пусть не поддерживаемым, но абсолютно счастливым человеком, занимающимся любимым творчеством. Хотелось, конечно, посоветовать Талькову-младшему прокатиться по стране с репертуаром Талькова-старшего: и песни возродятся на новом уровне, и певцу популярность, и отец был бы не против помочь сыну. Но Игорь-младший идёт своей дорогой и хочет своего успеха. И это, чёрт подери, заслуживает уважения. А организаторы - благодарности за классный рок-фестиваль. Хоть и не "ту самую" "Арт-платформу".
Текст: Рита Давлетшина
Последние новости
Новый закон о пропаганде чайлдфри в России
Президент Путин подписал закон, запрещающий распространение идей осознанного нежелания иметь детей.
Необычно теплая погода ожидается в Челябинской области
Температура в регионе поднимется выше нуля.
Сухая погода в Челябинской области: последствия и прогнозы
Челябинская область сталкивается с последствиями аномально сухой погоды, что вызывает опасения у местных жителей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку