22.01.2020

Дороги кино ведут в Римини

Когда Федерико Феллини говорил, что во всех картинах он снимает свой родной город, это не было преувеличением.

Когда Федерико Феллини говорил, что во всех картинах он снимает свой родной город, это не было преувеличением.

На этой неделе исполнилось 100 лет со дня рождения великого итальянского режиссёра, изменившего мировое кино.

Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в городе Римини, но уже в семнадцать лет переехал во Флоренцию, а год спустя - в Рим, где стал рисовать карикатуры для журналов, писать тексты для рекламы и радиопостановок. Именно с итальянской столицей связано всё творчество Феллини, а в названии двух фильмов даже появилось её название. Символично, что первый из них знаменует самое начало кинематографического творчества будущего гения мирового кино, а второй обозначает финальный этап. Для ленты Роберто Росселини "Рим - открытый город" (1945) 25-летний Федерико написал сценарий (вместе с режиссёром Серджо Амидеи). И она завоевала Гран-при Канн, а затем и номинацию на "Оскар" - как раз за драматургию. А в 1972 году вышел "Рим Федерико Феллини" - экспериментальное по жанру, во многом автобиографическое признание в любви Вечному городу.

Феллини принадлежал не Рим, а Римини

Однако несмотря на то, что своё вдохновение режиссёр, ставший обладателем пяти премий "Оскар" и "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля, черпал в столь любимом им Риме, похоронить себя он завещал на родине. А о Вечном городе как-то написал: "С удивлением я обнаружил, что Рим не принадлежал мне ни одной минуты. Более того, он показался мне ещё более неуловимым и недоступным, чем раньше. Как женщина: тебе кажется, что она была твоей, что ты всё о ней знаешь, а потом встречаешь её через неделю и видишь, что она совсем другая, не та, что принадлежала тебе".

Римини, крупнейший город на Адриатическом побережье страны, готов предложить своим гостям не только традиционные для курортов пляжный отдых и вечерне-ночные развлечения. В Старом городе, основанном, как утверждают итальянские историки, в 268 году до нашей эры (Римини намного больше двух тысяч лет!), в довольно хорошем состоянии сохранились сразу несколько древних памятников архитектуры. Например, Арка императора Августа, построенная в 27 году до нашей эры на пересечении важнейших римских дорог Виа Фламиния и Виа Эмилия. Тогда эта самая древняя из сохранившихся в современной Италии триумфальных арок служила главными - южными - воротами города со стороны Фламиниевой дороги, шедшей из Рима к Адриатическому побережью, а сейчас от неё можно пройтись по почти прямой и по большой части широкой улице Corso d'Augusto, "захватив" по пути несколько достопримечательностей и выйдя на ещё один памятник римской античности - пятиарочный мост Тиберия. Это легендарное сооружение возводили в течение семи лет ровно два тысячелетия назад - с 14-го по 21-й год. Строительство началось при римском императоре Августе, сопровождалось большими проблемами и закончилось уже в годы правления его преемника императора Тиберия. Сооружение оказалось столь прочным, что служит верой и правдой жителям Римини до сих пор - ежедневно по мосту с одного берега реки Марешия (Marecchia) на другой не только перебираются пешеходы и велосипедисты, но и ездят довольно тяжёлые современные автомобили.

Переправа в мир кинематографа

В последние десятилетия Мост императора Тиберия приобрёл ещё одну значимую функцию - он стал символической переправой в мир большого кино. Если перейти по "Тиберии" с южного берега реки Марешия на северный, то сразу попадёшь в район Сан-Джулиано-а-маре - разноцветный квартал с узкими улочками, сохранивший в себе дух старинного района итальянских рыбаков. Всё здесь буквально пропитано духом кинематографа и навеяно фильмами знаменитого уроженца Римини. Каждые два года в Сан-Джулиано-а-маре проводится праздник Festa de' Borg. Этот необычный фестиваль посвящён Федерико Феллини и позволяет каждому жителю запечатлеть на своём доме какой-либо эпизод из жизни или фильма великого итальянского режиссёра. С каждым новым праздником фресок, называемых муралис, становится всё больше. Многие из них посвящены морской тематике, что создаёт старинную атмосферу той самой рыбацкой деревушки, которая была здесь когда-то. Изысканность и утончённость фильмов Феллини, переданная через фрески на невысоких домах и смешиваясь с историей района, добавляет особый колорит этому знаменитому кварталу.

Район Сан-Джулиано-а-маре был излюбленным местом великого итальянского режиссёра. Гений мирового кино, бывая в родном городе, любил приезжать сюда, окунаясь в атмосферу покоя и умиротворения, наслаждаясь уединением со своей любовью - актрисой Джульеттой Мазиной. Именно в районе Сан-Джулиано-а-маре, который теперь называют ещё и кварталом Феллини, режиссёр мечтал приобрести дом, чтобы спокойно отдыхать в старости. Судьба, однако, распорядилась по своему: купить дом здесь одному из величайших кинематографистов второй половины ХХ века удалось, а вот пожить в нём - увы, уже нет. Знаменитый дом Федерико Феллини находится по адресу Via San Giuliano, 71 и сейчас принадлежит его племяннику.

В прошлом нынешний район Сан-Джулиано-а-маре был пригородом Римини, где жили обычные итальянские рыбаки, и считался бедным и неблагополучным. Но в последние десятилетия, особенно после того, как Федерико Феллини добился мировой известности, этот квартал стал знаменитым и полностью преобразился. Сейчас это престижное и весьма колоритное место города - отреставрированное, чистое, тихое и ухоженное, с узкими улочками, разноцветными домами, цветами на подоконниках, маленькими садиками, романтическими кафешками на углу. Как пишут путеводители и говорят гиды на экскурсиях для туристов, здесь чтят традиции и помнят, как жили прадеды современных горожан. До сих пор местные жители предпочитают обедать не в кафе или у себя дома, а собираясь на небольших площадях. Это чем-то напоминает пикник - каждый приносит собственное угощение и разделяет весёлую итальянскую трапезу с соседями.

Атмосфера Гранд-отеля

Есть в Римини не только квартал, носящий имя культового режиссёра, но также парк и международный аэропорт имени Федерико Феллини.

Воздушная гавань, надо признать, не впечатляет: аэропорт построен без архитектурных изысков и состоит всего из одного терминала - эдакие скромные ворота в роскошную Италию. А вот в парке гостям города есть на чём остановить свой взгляд. Неподалёку от набережной, от которой, собственно, парк Феллини и начинается, установлен несколько странный, но из-за этого и запоминающийся памятник-фотоаппарат. На него своим фасадом выглядывает один из символов Римини - легендарный пятизвёздочный Гранд-отель. Горожане утверждают, что здесь по-прежнему сохраняется атмосфера двадцатых-тридцатых годов ХХ века, когда совсем юный Федерико прибегал к шикарному зданию отеля, чтобы посмотреть на его гостей и помечать о жизни в роскоши. Много лет спустя, будучи уже всемирно известным, Феллини, приезжая в родной город со своей супругой Джульеттой Мазиной, останавливался именно в Гранд-отеле и всегда в одном и том же номере - 316. В этом же отеле в августе 1993 года с Федерико случился инсульт, от которого он так и не смог оправиться...

Эпиграф творчества Феллини

От парка Феллини, в двух десятках метров от расположенного в нём фонтана Четырёх коней, в сторону городского вокзала отходит улица Принчипе Амедео, где немало богатых вилл. Именно в этом районе и родился человек, которому суждено было изменить историю мирового кино, - на улице Дарданелли в доме № 10 в семье обеспеченного коммивояжёра Урбано Феллини и домохозяйки Иды Барбьяни. Родному городу Феллини посвятил одну из лучших своих картин - "Амаркорд", снятую в 1973 году. В ней он поэтично передал атмосферу итальянской семьи и быта времени своего детства.

Как пишет в своём "Живом журнале" искусствовед, автор интернет-страницы и популярного блога Марина Аграновская, Amarcord на диалекте итальянской провинции Эмилия-Романья означает "я вспоминаю" (mi ricordo). Слова "я вспоминаю" можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Феллини. Из фильма в фильм он переносил образы, запечатлевшиеся в его памяти с детских лет. Когда режиссёр говорил, что во всех картинах он снимает свой Римини, это не было преувеличением. В "Амаркорде" Феллини рассказывает о себе - взрослеющем мальчике, об итальянской истории, которая во времена его детства обернулась оскалом фашизма, и, конечно же, о Римини и его жителях, добрых милых чудаках. На экране появляется площадь, которая похожа одновременно и на Piazza Cavour (площадь Кавур), и на Piazza Tre Martiri (площадь Трёх мучеников), находящиеся в Старом городе в Римини. А роскошный Гранд-отель становится местом действия самых запоминающихся сцен фильма...

Согласно завещанию Феллини похоронили на городском кладбище Римини. Когда Италия хоронила известного режиссёра, движение в Риме было остановлено. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам страны - от столицы до фамильного склепа семьи Феллини на кладбище его родного города.

Текст: Владислав Рыбаченко

Последние новости

«Холерные» фейки

В соцсетях Магнитогорска начали распространять сообщения об опасности использования воды из-под крана.

Назначение судьи

     Указом Президента Российской Федерации от 19.04.

Прокуратура организовала проверку по публикации в социальной сети о необеспечении инсулином детей-диабетиков

По поручению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Зайцева С.П.

Card image

Почему деревенский дом в окрестностях Луховиц становится популярным выбором?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *