Какой экономический эффект может получить предприятие, внедряя роботов
Есть расчеты, что один робот способен поднять на 20% производительность производственной линии.
Есть расчеты, что один робот способен поднять на 20% производительность производственной линии. Почему же промышленники так долго уклонялись от роботизации?
Робот на службе человека. Фото пресс-службы ЧКПЗ.
Соревнования юных инженеров и робототехников в Челябинске привлекли внимание промышленников Читать далее Не для кого не секрет, что роботы в российской промышленности уже не какое-то фантастическое будущее, а вполне настоящая реальность. Они активно применяются на различных производствах, не только помогая работникам, освобождая их от рутинного физического труда, но и позволяют значительно увеличивать производительность предприятий. Какое будущее у промышленной робототехники в России и способен ли робот полностью вытеснить человеческий труд, об этом корреспонденты Полит74 поговорили с Депутатом Государственной Думы Российской Федерации, председателем комитета по защите конкуренции Валерием Гартунгом . Конкуренты или помощники– Смогут ли роботы вытеснить человеческий труд?
— Полностью вытеснить человеческий труд – это из области фантастики. Возможности человека безграничны, и пока ни одна машина не способна воспроизводить функционирование человеческого мозга. Все, что делают роботы – берут на себя часть функций, которые осуществляет человек. Поэтому и нейросети, и робототехника – это просто инструменты, в конечном итоге, они будут освобождать человека от тех задач, которые машина может выполнять лучше, чем человек. Смысл нейросетей и робототехники – упрощать труд человека. Труд в любом случае остается, просто он становится легче, быстрее, производительнее. Человек принимает решение, а робот его исполняет.
В первую очередь, роботы будут внедряться там, где человеку либо физически тяжело. Второе направление – когда требуется высокая скорость выполнения операции. Человек просто физически не может длительное время с высокой скоростью выполнять одну и ту же операцию. Он начинает уставать. А робот может работать с постоянной скоростью сутками.
– Может ли роботизация привести к росту безработицы?
– Конечно, нет. Сейчас ситуация такова, что рабочих рук просто не хватает. Там, где используется тяжелый физический труд, очередь из желающих поработать точно не стоит. И это нормально. Люди начинают выбирать более интересные виды профессий, не идут туда, где монотонный тяжелый труд. Эта работа и будет передана роботам, а приложение человеческого труда просто изменится.
Если посмотреть развитие человечества, вы увидите, что человек постепенно применял в своем обиходе все более и более сложные инструменты. При этом тотальной безработицы из-за этого не возникало.
Робот только исполнитель, весь интеллектуальный труд и постановка задач на человеке. Фото пресс-службы ЧКПЗ.
– Почему, на ваш взгляд, в России роботы начали внедряться в производство только в последние годы, ведь в других странах этот процесс запущен уже десятки лет назад?
— Здесь может быть несколько причин. Возможно, владельцы бизнесов просто неправильно считали. Всегда считалось, что труд человека дешевле, чем стоимость робота. Первые роботы были очень дорогими, а человеческий труд стоил дешево, соответственно, внедрение в производство робота было не сильно рентабельным. И если можно было обойтись ручным трудом, то роботизацию не внедряли.
Руководители предприятий полагали, что невыгодно. Как обычно считали эффективность: сколько можно будет сэкономить на зарплате людей, которых заменит робот. Но это неправильно, потому что ценность робота не в том, что он экономит заработную плату. Зачастую, при внедрении роботов зарплата вообще не экономится, но при этом тяжелый физический труд исключается. Задействуются люди с более высокой квалификацией, которым и платить приходится больше. Но при этом робот стоимостью 80 тысяч евро, может на 20 % поднять производительность производственной линии, которая стоит восемь миллионов евро. Если считать таким образом, получается, что робот крайне эффективен, и внедрять его выгодно.
Специально для «Полит74» депутат Госдумы РФ Валерий Гартунг, рассказал о перспективах робототехники. Фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск).
– Насколько сегодня на наших предприятиях робот «русский»? Разрабатывается ли в России программное обеспечение?
Как создавалась футуристичная машина для разминирования Донбасса Читать далее — Если у робота нет своего программного обеспечения, то это не робот. Можно взять иностранный аналог и полностью его скопировать, но он не будет работать. Программа должна постоянно считать координаты, где робот находится, и сверять с тем заданием, которое дано. К этой программе подключается программа управления станком.
Если говорить, например, у компании «Завод роботов», то она выпускает роботов с российским программным обеспечением. Разработчиком его является компания «Русский робот». Специалисты, которые интегрируют роботов в производство, тоже российские. Сам корпус выполнен из алюминия и изготовлен полностью на ЧКПЗ. Захваты под конкретное изделие тоже произведены на этот челябинское предприятии. Пульт управления произведен в России. Импортные сейчас там редукторы, моторы, компенсаторы и некоторые датчики. В ближайшее время мы импортозаместим компенсаторы и процессоры, в течение этого года будут готовы чертежи на изготовление редукторов, следующими освоим моторы. Все вместе это 95% стоимости робота. Сейчас роботы российские на 40%.
Роботизация — процесс бесконечный— Насколько выгоден и как быстро окупается один робот?
— Робот может окупиться быстро, если у вас отлажен технологический процесс, дорогое оборудование и длинные серии. Срок варьируется от 3 месяцев до 2 лет. В зависимости от того, сколько стоит оборудование, производительность которого повышает робот. Также влияет цена материала .
— Существует ли у нас дефицит кадров для обслуживания и работы с роботами? Как решается проблема?
Робот не конкурент, а в первую очередь – помощник работнику. Фото пресс-службы ЧКПЗ.
С одной стороны, это создает сложности, а с другой стороны, это и есть основное преимущество роботизации — на роботизированных линиях невозможны отклонения от технологического процесса. Поэтому роботизированное производство на порядок качественнее.
Конечно, существует дефицит кадров инженеров-интеграторов. Это самое узкое место сейчас. Когда мы достроим завод роботов, мы сможем их выпускать по 600 штук в год. Но для того чтобы они заработали, нужно 60 интеграционных команд – это примерно 300 специалистов.
— Сколько сейчас трудится роботов на ЧКПЗ и сколько планируется ввести в эксплуатацию в дальнейшем?
– Около десяти иностранных роботов уже работает на челябинском предприятии. Четыре российских робота изготовлены в процессе интеграции. Еще десять штук в процессе производства. И у ЧКПЗ контракт с «Заводом роботов» еще на 30 роботов.
Всего ЧКПЗ требуется порядка 120 роботов. В первую очередь, будет обеспечиваться потребности нашего завода. Только потом начнут продавать роботов сторонним предприятиям.
Сейчас производство идет медленно, потому что роботы изготавливаются на оборудовании, предназначенном для производства другой продукции. Поэтому, чтобы обработать корпус робота, нужно какую-то продукцию отложить.
Для российской экономики изготовление роботов – самое перспективное направление в машиностроении В апреле должны начать подходить станки, которые будут заниматься только роботами и их компонентами. А в первом квартале следующего года мы ожидаем окончание строительства отдельного цеха. Там по проекту планируется производить от 50 роботов в месяц.
Роботизация производства – это бесконечный процесс. Он может занять десятилетия. Я говорил лишь о роботах только двух модификаций – грузоподъемностью 120 кг и 60 кг, которые производит завод. Следующие модели будут на 20 и 150 кг.
Вообще разновидностей роботов очень много. Еще есть промышленные роботы, которые могут работать вместе с человеком – так называемые коллаборативные роботы. Они более сложные. Есть транспортные роботы. Это тоже отдельная тема.
Горизонт планирования здесь должен быть 10-20 лет и более. Но, на мой взгляд, для российской экономики это сейчас самое перспективное направление в машиностроении .
Последние новости
Трагический инцидент в Магнитогорске: трамвай сбил пешехода
Пожилой женщине ампутировали обе ноги после ДТП.
Набор водителей трамваев в Маггортранс
Муниципальное предприятие предлагает обучение и гарантированное трудоустройство.
Теплые встречи в день недоношенных детей
Каждый год родители благодарят врачей за спасение своих малышей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований