«К юбилею города» - Старая мельница (Гогин В.Е.)
Паровая мельница знаменитого Верхнеуральского купца I гильдии Гогина Василия Егоровича сто лет назад в 1909 году дала первый пуд муки.
Паровая мельница знаменитого Верхнеуральского купца I гильдии Гогина Василия Егоровича сто лет назад в 1909 году дала первый пуд муки.
Такую дату можем вывести, прочитав статью о мельнице в энциклопедии Челябинской области. Уже не один раз сменился политический строй страны, сильно поменял свой облик г. Верхнеуральск, а старинное здание продолжает возвышаться своими четырьмя этажами на окраине города, почти совсем не изменив свой облик и не меняя своего предназначения.
Паровая мельница - интересный образец промышленного зодчества рубежа XIX-XX веков. Поэтому решением райисполкома от 18 мая 1989 года за №83 мельница, как памятник архитектуры поставлена на государственную охрану районного значения. Департамент культурного наследия Челябинской области подтвердил паровую мельницу Гогина как памятник истории и культуры России в 1999г.
История строительства первой паровой мельницы г. Верхнеуральска сохранилась только в устных легендах и домыслах верхнеуральцев, документальных подтверждений которых найдено мало, поэтому и установить точную дату первого помола трудно. До сих пор в городе ходит сказ о непростом рождении новинки технического творчества.
На рубеже XIX-XX веков в Верхнеуральске было два крупных купца Куликов П.Е. и Гогин В.Е., и все время они соревновались друг с другом, пытались хоть чем-то перещеголять друг друга. Порфирий Егорович строит двухэтажный кирпичный дом, у которого первый этаж отдан торговле, Василий Егорович строит два дома, оба в два этажа: один - под жилье, второй - под крупный мануфактурный магазин, на втором этаже которого открывает современное пошивочное ателье, закройщиков и портных в него привозит из Владимирской губернии. Куликов строит водяную мельницу на р. Урал, занимается продажей муки, через некоторое время Гогин тоже увлекается мучным делом.
В "Памятной книжке Оренбургской губернии на 1865 год" Р.Игнатьев отмечает: "В городе или городской черте на р. Урал существуют 4 мельницы, из них одна, принадлежащая купцу Макарову, вымалывает до 300 пудов в сутки". По тем временам это очень хороший результат. К началу XX века на реке Урал и впадающей в нее Урлядке стояло уже 12 водяных мельниц. Это были мельницы Попова, Бутакова, Васильева, Гусева, Корнева, Мансуровых.
Река Урал в черте города в разные сезоны года ведет себя по разному: в весеннее половодье вода разливается на 2-3 версты в ширину, бурля и сметая все на своем пути, летом пересыхает настолько, что, как говорят, курица перейдет ее вброд. Поэтому и водяные мельницы на ее берегах работали нестабильно и не постоянно, весной частенько плотины сносило, приходилось почти каждый год их восстанавливать заново, часто изнашивались и жернова. Место, на котором стояла самая последняя работающая мельница Попова со своей плотиной, верхнеуральцы до сих пор называют Шумом, это одно из самых глубоких мест реки в границах города. Мельничная плотина целиком была деревянная, на ней стояло около десятка шлюзов, иначе вершнегов. В летнее время, чтобы удержать уровень или пустить воду через мельницу, вершнег закрывали с помощью мертвых грузов. Одно время на этой плотине стояла небольшая электростанция. Дом напротив мельницы звался «помолкой», там проживали помольцы, ожидая своей очереди. Работая даже в три смены, мельники не успевали всех обслужить вовремя.
Видя такое положение в мукомольном непростом деле, Куликов додумался сделать прорыв: чтобы не зависеть от погодных условий, решил построить паровую вальцево - крупчатую мельницу – новинку технического мастерства. Построив крепкий капитальный фундамент и первый этаж, Куликов приостановил строительство, что-то пошло у него не так, а может торговля стала давать мало дохода, но только у купца никак не получалось найти средства на продолжение строительства. Гогин понял обстановку, а может, и сам приложил к этому руку, предложил выкупить стройку, пытался он это сделать и сам, и через подставных лиц, но только Куликов не соглашался. В конце концов Гогин добился своего- к 1909 году мельница оказалась в руках у Товарищества «ГОГИН ВАСИЛИЙ ЕГОРОВИЧ и К».
Многие дома из красного кирпича в 2 и более этажей в Верхнеуральске построены подрядничеством Поликарпом Гавриловичем Сафроновым: это здания тюрьмы, клуба Люкс, реального училища. Сафронов являлся как бы неофициальным главным архитектором города на рубеже XIX-XX веков. Скорее всего, и здание знаменитой паровой мельницы построено тоже под его руководство , в проектировании здания принимал участие Кормильцев Семен Федорович. Родом из Подмосковья, в Екатеринбурге он получил высшее техническое образование, где и нашел его Гогин и уговорил приехать в Верхнеуральск. Кормильцев проработал на мельнице инженером-механиком до 1942 года. В памяти у людей сохранилось еще несколько фамилий, связанных с историей мельницы. Михаил Петрович Посадский – первый крупчатник паровой мельницы Василия Гогина, Михаил Федотович Макаров – слесарь по паровым механизмам, работал на мельнице до 1915 года.
Паровая мельница – комплекс разнохарактерных сооружений, расположенных в соответствии с особенностями технологических процессов. Интерес, с архитектурной точки зрения, представляют два примыкающих друг к другу, разномасштабных здания. Большое, 4-х этажное здание, Г-образное в плане, выстроено из кирпича, неоштукатурено, с многоскатной металлической кровлей. Торцовые фасады его увенчаны фронтонами с фигурным подкарнизным поясом и высоким лучковым окном, а вдоль продольного, главного, фасада расположены фронтонные окна. Под венчающим карнизом здания – стилизованный аркатурный пояс. Роль вертикальных членений выполняют «рустованные» кирпичные лопатки с оригинальным декором в верхней части. Оконные проемы высокие, лучковые с кирпичными полуналичниками с «замковым камнем». Примыкающий к левому фасаду, меньший, двухэтажный корпус – кирпичный, оштукатуренный с мансардной крышей с окнами. Лицевой фасад увенчан щипцом с оконным проемом, обрамленным кирпичным наличником. Под окном, на одной оси с ним – скульптурный медальон. Углы здания скреплены огибающими «рустованными лопатками». Подчеркнуто членение здание по вертикали: на лицевом фасаде тонким пояском, на боковом – границей ската мансардной крыши. На первом этаже расположены оконные проемы: на главном фасаде высокие, лучковые, на боковом - небольшие, также с лучковым завершением, между ними – ложное окно. Окна оформлены наличниками, аналогичными по решению с окнами главного корпуса. В архитектурном оформлении этого здания заметно стремление подчинить его формам выстроенного ранее главного здания.
Все, что было внутри этих зданий, мы частично можем восстановить по воспоминаниям старого верхнеуральского мельника Пырьева Сергея Ивановича, работавшего на мельнице уже в советские времена. "В малом и большом корпусе стояло по два жернова – восьмеряка, значит в диаметре 800 миллиметров. Один жернов в углу стоял совсем небольшой. На нем можно было частнику даже мешок зерна перемолоть. Старики рассказывали, что был в малом корпусе и какой-то «раструс». Что это такое, врать не буду – не знаю. Возможно, фураж мололи. А какие сита стояли у Гогина на рассевах! Бронзовые, номера мелкие, ячейку не разглядишь.
Привод на все механизмы был общий. А валы крутил паровой локомобиль. Машинное отделение находилось рядом с главным корпусом. В 1951 году, когда к мельнице подвели электричество, локомобиль трактором стащили с постамента. Со старых времен остался склад под муку, что посреди двора. Сколько у Гогина этих складов – то было? Так сплошным рядом вдоль квартала стояли. Да на территории не один амбар красовался. И все были забиты мукой и зерном. К некоторым с мельницы шли подвесные галереи, по ним мука на склады подавалась. А с одним амбаром большой корпус был связан кирпичным тоннелем в рост человека"». Паровые машины на мельницу были привезены из Германии, две из них вращали вальцы мельницы, а третья вырабатывала электроэнергию для освещения самой мельницы, домов Братьев Гогиных, инженера, городской почты и еще несколько домов.
Отец Василия Гогина – Егор Леонтьевич, был управляющим московского фабриканта Ганшина, сыновья его были приказчиками. Могила Е. Л. Гогина сохранилась на старом городском кладбище. Надгробная плита гласит: "Здесь погребено тело Егора Леонтьевича Гогина, скончавшегося 3-го мая 1905 года от роду 60 лет". Постепенно Гогины переманивали в Верхнеуральск свою родню, знакомых. Так двоюродный брат Гогина - Федор Иванович держал в городе магазин по продаже обуви, Другой Гогин - Павел Михайлович жил в доме, который сейчас занимает тубдиспансер. Родных братьев Гогиных в Верхнеуральске было трое: Василий, Александр, Алексей. Все они занимались торговлей, больше всех в этом деле преуспел Василий Егорович, его предприимчивости и купеческой изворотливости завидовали многие, многие за это его и недолюбливали.
Р. Игнатьев в своей памятной книге на 1865 год пишет: "В былые даже и не очень давние времена дешевизна жизни привлекала сюда многих на переселение из разных мест, самое купечество привлечено было сюда тем же самым и начинало торговлю с самыми малыми средствами".
И В.Е.Гогин, начав с небольшой торговли и золотого прииска с годовой добычей золота всего 15 фунтов 36 золотников, показав свою деловитость, энергию, добился того, что стал директором – распорядителем Гумбейского золотопромышленного товарищества с годовой добычей уже в 5 пудов 38 фунта 35 золотника золота.
"Открытие золотопромышленности имело немало влияние на быт Верхнеуральских жителей и город во многом, в отношении своего улучшения обязан соседству золотых приисков, а при ожидаемом большом развитии золотого промысла, надо ожидать еще большего улучшения города и увеличения благосостояния его жителей" – так пишет краевед Игнатьев в 1865 году. В 1872 году, будучи в ссылке, В. А. Обручев в своем дневнике пишет: «Верхнеуральск предстал предо мной весьма жалким с его разбросанными низенькими, почти сплошь одноэтажными домами, крытыми драньем, из тонких кривых бревен, которые на зиму обмазывают глиной и белят, а по низу заваливают навозом. Двойные рамы не везде, а кое-где вместо стекла тряпье или подушки… Ребятишки у дома нищие, оборванные… Хозяйки мои бедные».
Привлечение населения из центральных губерний, развитие золотого дела привело к тому, что город Верхнеуральск из заштатного деревенского вида городка превратился к началу XX века в заметный купеческий центр со многими каменными магазинами, культурными заведениями (клуб «Люкс», Народный дом, дом офицерских и казачьих собраний), красавицами церквями.
Сам В.Е.Гогин, поняв всю перспективу в организации товариществ, которые сам и возглавлял, решил и в торговом деле сделать прогресс. Встав во главе «Товарищества Василий Гогин и К о », начал расширять дело. Постепенно его товарищество к 1915 году стало заниматься торговлей бакалеи и колониальных товаров, галантереи, мануфактурой, готовым платьем, чаем и сахаром, мучной и хлебной торговлей. Торговым промыслом товарищество занималось не только в городе, но и в уезде, так у него были магазины в Белорецке, лавочки в небольших селах и деревнях.
Гогин В.Е. не только сам наживался и богател, но и помогал городу и жителям. Частенько он разъезжал по России, приглашал мастеровых людей, торговцев, портных для обзаведения своим делом в Верхнеуральске, тот, кто приезжал в город, мог рассчитывать на помощь в устройстве на работу, найме квартиры или покупке дома.
С помощью Гогина город установил на улицах газовые фонари, открыл теневой театр. В 1913 году торгово-промышленное «Товарищество Василий Гогин и К о » безвозмездно передало городу телефонную станцию на 38 телефонных абонентов.
Новое двухэтажное из красного кирпича здание реального училища так же построено не без участия известного купца, поэтому именно Василия Егоровича Гогина в январе 1914 года избирают почетным попечителем реального училища на три года. Гогин будет вносить ежегодно пожертвования в 1500 рублей.
Как владелец крупнейшей в городе паровой мельницы Гогин перед большими христианскими праздниками наполнял пудовые мешки мукой со своей мельницы и развозил их нуждающимся семьям бесплатно. С другой стороны – основание своего дела и его расширение Гогин производил на средства Торгово-промышленного товарищества, проценты с доходов от этого капитала делил большей степени в свою пользу. Такая несправедливость многих верхнеуральцам не нравилась.
В 1918 г. Гогина в числе других богатых людей Верхнеуральска арестовали и посадили в Верхнеуральскую тюрьму. Но семьям заключенных разрешили выкупать своих родственников за деньги. Существует такая версия, что Василия Егоровича семья выкупила за полмиллиона рублей золотом. После этого Гогины выехали в Москву, где у них были дома, а там главу семьи арестовали и расстреляли. Выехать из России сумели только дочери В.Е.Гогина. И сейчас его предки живут в Австралии.
Ефанова Валентина Николаевна. Научный сотрудник Верхнеуральского краеведческого музея
.
Список использованных источников и литературы
Мельница купца В.Е. Гогина
Памятник промышленной архитектуры
100 лет со времени пуска мельницы
Паровая мельница верхнеуральского купца 1 гильдии Василия Егоровича Гогина – памятник промышленного зодчества XX века. История строительства ее сохранилась в основном в устных легендах и воспоминаниях горожан, из которых лишь немногие документально подтверждены. Точную дату пуска мельницы установить пока не удалось. Известно только, что первый пуд муки она выдала в 1909 году.
В 1865г. в городской черте на реке Урал существовало 4 мельницы, одна из них, принадлежащая купцу Макарову, производила до 300 пудов муки в сутки – по тем временам очень хороший результат. К началу XX в. на реках Урал и впадающей в нее Урлядке стояло уже 12 водяных мельниц, принадлежащих Попову, Бутакову, Васильеву, Гусеву, Корневу, Мансуровым. В конце XVIII – начале XIX веков стояли рядом с городом и ветряные мельницы.
Река Урал в черте города в весеннее половодье разливалась на 2-3 версты в ширину, летом же пересыхала настолько, что, как говорят, «курица перейдет ее вброд». По этой причине водяные мельницы работали нестабильно и непостоянно. Весной сносило плотины, приходилось почти каждый год их восстанавливать, часто изнашивались и жернова. Место, на котором стояла самая последняя работающая мельница Попова со своей плотиной, верхнеуральцы до сих пор называют «Шумом».
В конце XIX – начале XX веков в Верхнеуральске среди купечества по достатку и хорошо поставленному делу выделялись Г. Е. Куликов и В. Е. Гогин. Они постоянно соревновались друг с другом. Куликов построил двухэтажный кирпичный дом, и первый этаж отдал под торговлю; Гогин – два двухэтажных дома: один – под жилье, второй – под крупный мануфактурный магазин, на втором этаже которого разместил пошивочное ателье, привез из Владимирской губернии закройщиков и портных. Куликов построил водяную мельницу на реке Урал, начал заниматься продажей муки, через некоторое время Гогин также увлекся мучным делом.
Куликов, чтобы не зависеть от погодных условий, решил построить паровую вальцево – крупчатую мельницу – техническую новинку того времени. Построив капитальный фундамент и первый этаж, он приостановил строительство, возможно, торговля стала давать мало дохода, и не было средств на его продолжение. В. Е. Гогин предпринял несколько попыток выкупить стройку: делал предложения сам и через подставных лиц, но только Г. Е. Куликов не соглашался, надеясь до последнего достроить мельницу самому. В конце концов Гогин добился своего – к 1909 году мельница стала принадлежать Торгово – промышленному товариществу «Василий Гогин и К о ».
Многие дома из красного кирпича в два и более этажей в Верхнеуральске построены «подрядничеством» Поликарпа Гавриловича Сафронова: здание тюрьмы, клуб «Люкс», реальное училище. Скорее всего, и здание паровой мельницы построено тоже под его руководством. В проектировании принимал участие Семен Федорович Кормильцев. Родом он из Подмосковья, в Екатеринбурге получил высшее техническое образование, где его встретил Гогин и уговорил приехать в Верхнеуральск. Кормильцев проработал на мельнице инженером-механиком до 1942 г. В памяти у горожан сохранилось еще несколько фамилий, связанных с историей мельницы: первый крупчатник Михаил Петрович Посадский, слесарь по паровым механизмам Михаил Федорович Макаров, проработавший на мельнице до 1915 г.
Паровые машины на мельницу были привезены из Германии, две из них вращали вальцы мельницы, а третья вырабатывала электроэнергию для освещения самой мельницы, домов братьев Гогиных, инженера, городской почты и еще несколько домов. Электрическая магистраль тогда охватывала всего лишь три километра.
Как владелец крупнейшей в городе паровой мельницы Гогин перед большими христианскими праздниками наполнял пудовые мешки мукой со своей мельницы и развозил их нуждающимся семьям бесплатно.
В советское время мельница продолжала выполнять свою привычную работу сначала в составе Промышленного Комбината, организованного 1 октября 1923 года, затем как самостоятельное предприятие, предприятие «Пионер». С начала перестройки мельницу закрывали, открывали, пытались модернизировать, ремонтировать здания. Несколько лет она не работает. Не потеряет ли город еще один памятник архитектуры и истории?
Научный сотрудник музея Ефанова В.Н.
Последние новости
Круглый стол по противодействию экстремизму в молодежной среде
Обсуждение важной темы в Копейске
Посещение Копейска: Глава города оценила работы в Вахрушево
Глава Копейска провела инспекцию текущих проектных работ в поселке.
Празднование Дня матери в детской библиотеке № 8
Маленькие читатели создают подарки для своих мам.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку